Звенигородский ПНИ

Шокирующее известие в журнале «Коммерсант-Власть» «На территории вне закона» Розы Цветковой и Ольги Аленовой в октябре 2014 г. о гомосексуальном изнасиловании и условиях обитания стало основанием 16-ой (с 2012 года) проверки Звенигородского ПНИ большой группой представителей общественных и государственных организаций, включая д-ра Ю.С.Савенко 24 ноября 2014 г.  Тщательный и разносторонний план проверки с большим знаем дела был составлен помощником депутата Государственной Думы С.А. Колосковым. Это выяснение 8 проблем с администрацией и 10 — с проживающими, для которых сформулированы 64 вопроса о нарушении прав: 8 — в отношении права на жизнь, 2 относительно сексуальных домогательств,  16 – ограничения свободы, 7 – личной неприкосновенности, недобровольного лечения и унизительного обращения, 4 – необоснованной госпитализации в ПБ,  8 – медицинской помощи, 6 – социальных прав, в частности, досуга, 9 – имущественных прав и 4 – трудовых прав. Отчет по результатам проверки был подготовлен под руководством члена Общественной Палаты РФ  Е.Тополевой-Солдуновой и президента  СПбБОО «Перспективы» М.Островской.

Проверка документировалась аудиозаписями, которые сопровождали также посвященное этой проверке заседание под председательством первого вице-премьера Правительства РФ Ольги Юрьевны Голодец. Журналисты передали свидетельства обитателей интерната, что жить в нем «хуже чем в тюрьме», со слов тех, кто прошел тюрьму: здесь нет ни прогулок, ни посещений родственников, здесь всем руководит страх, все боятся 4-ого этажа, где только за неделю до проверки ликвидировали металлическую дверь карцера, в который помещали и на 2-3 месяца, а больше всех боятся зав. лечебной частью, т.к. в качестве наказания, по всеобщему убеждению, назначают психотропные средства.

Многие жаловались, что им нечем заняться, что они либо лежат, либо смотрят телевизор. Можно было бы назвать это пыткой ничегонеделанием. Мастерские собираются открыть только в феврале, только собираются привлечь волонтеров, восстановить сотрудничество с благотворительным Фондом помощи детям «Милосердие», расторгнутое в 2013 г. из-за возмущения Фонда порядками в ПНИ. Не задействован огромный внутренний ресурс: не организован процесс взаимной помощи. Характерен очень высокий уровень закрытости, даже родственники впускаются не больше чем на 2 часа.  Действуют советские нормативы 1978 и 1981 гг. и соответственно этому на первое место ставится дисциплина: отношения персонала с проживающими как начальства с подчиненными. 

Большинство проживающих в интернате – дееспособные люди, живущие там на добровольной основе. Но подписав соглашение, сдав паспорт, они оказываются заложниками системы. Им некуда идти:  очень многих обманывают, не дают положенных квартир. Собственно, отмывание сиротских квартир – это первая и главная проблема. 

Вице-губернатор Московской области О.С.Забралова утверждала, что «ни один факт,  изложенный в жалобах за это время, не подтвердился», что не соответствует действительности. Было процитировано, в частности, наше заключение об избыточном назначении аминазина, о наличии карцера. О.Ю.Голодец достойным образом прокомментировала это: «Уверена, что большая часть фактов, которые приведены в статье, — правда». «Не надо быть врачом, чтобы отличать издевательство от изоляции». «Самое вопиющее, что наказанием за поведение является лечение препаратами, которые им не назначены, это вообще преступление против личности». «Для меня более эмоциональная вещь – не мастерские… и не чистота, порядок, идеальная дисциплина и т.п..  Это ничто, если у тех, кто там проживает, нет личной свободы, основная проблема – это свобода личности». На это О.С.Забралова возражает: «У них нет личности» (!). – Это убеждение многих директоров ПНИ и ДДИ, — зачем им личное пространство? У них нет личности! О.Ю.Голодец: «Это не армия и не тюрьма, чистота – хорошо, но человеческое отношение – самое важное. Я призываю к тому, что это люди… И нужно подумать, что сделать для того, чтобы считать их людьми». «Присутствие общественных организаций, особенно если там есть независимые доктора, очень полезно».  По информации о насилии было открыто уголовное дело.  Жертву насилия проконсультировал д-р Ю.С.Савенко, заключение которого было включено в доклад об итогах проверки.  Он, в частности, подтвердил отмеченное в этой истории болезни превышение доз психотропных препаратов в 6 раз.

В 2013 г. проверку Звенигородского ПНИ осуществила комиссия Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченного по правам человека Московской области с участием исполнительного директора НПА России Л.Н.Виноградовой (НПЖ, 2013, 3, 95-96). Все замечания, которые сделала комиссия, остались актуальными. Уже тогда бросался в глаза контраст положения в ПНИ Москвы и Московской области. После этого одна из проверок с участием представителей РОП  не обнаружила нарушений в оказании медицинской помощи. Уже состоялась 17-ая проверка Звенигородского ПНИ, которая выявила очередную уловку сложившейся системы торпедировать признание дееспособности: после проверки в ноябре 2014 г. заявлениям о восстановлении дееспособности уже не препятствуют, но в заявлениях о восстановлении дееспособности не приводятся факты, подтверждающие заявленные требования, т.е. факты об улучшении состояния здоровья  и о способности понимать значение своих действий. Отсутствует такая информации и в медицинских картах. Поэтому эксперты и суды не получают существенные для восстановления дееспособности сведения. За последние три года отмечено 8 случаев лишения дееспособности и ни одного случая восстановления. 

Выводы и рекомендации комиссии: 

В соответствии с ситуацией, зафиксированной в интернате, считаем первоочередным решение следующих задач.

А.  Обеспечить условия формирования безопасной среды всех без исключения проживающих интерната.

– обеспечить обязательную телефонную доступность для всех проживающих;

– разработать и внедрить регламент взаимодействия проживающих с администрацией и ЧОПом, включающий порядок фиксации срочных обращений проживающих к сотрудникам администрации и ЧОПа и соответствующих действий с целью защиты проживающих. Задачи ЧОПа должны быть переориентированы с защиты администрации ПНИ от проживающих – на защиту проживающих (и всех, кто находится в помещении) от возникающих реальных опасностей;

– обеспечить беспрепятственное посещение и общение волонтеров с любыми проживающими, в особенности – с теми, кто болен, плохо себя чувствует либо маломобилен (посещение их волонтерами непосредственно по месту проживания).

Особое внимание уделить обеспечению безопасности проживающих, участвовавших в общественной проверке – в беседах с членами комиссии.

Поскольку большинство из опрошенных лиц ( список прилагается) предоставили членам комиссии информацию, указывающую на деяния сотрудников интерната, которые могут получить  квалификацию преступных и должны быть проверены правоохранительными органами, на основании части 2 статьи 2, статьи 6, статьи 16 Федерального закона от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", необходимо ходатайствовать перед следственными органами о принятии решения о государственной защите указанных лиц (при наличии их согласия), в частности, об осуществлении регулярного контроля силами указанных органов за тем, что место проживания данных людей в интернате не изменяется без их согласия, также к ним не применяется повышение доз лекарств психотропного характера и других мер давления, насилия и угроз со стороны сотрудников интерната и других проживающих. Защиту предполагаем необходимым осуществлять как на период рассмотрения уполномоченными органами заключения по результатам общественной проверки и принятия решения о возбуждении уголовных дел, так и в последующее время в случае ведения уголовного судопроизводства в отношении сотрудников или проживающих интерната.

Б. Необходимо расследование вопроса об уголовно наказуемых деяниях должностных лиц и сотрудников Звенигородского психоневрологического интерната. Предлагаем учесть уполномоченным правоохранительным органам рекомендации по запросу и изучению перечисленных в разделе 1 настоящего заключения документов, содержащих персональные данные и медицинские сведения, в целях получения письменных доказательств, подтверждающих или опровергающих выводы комиссии.

В. Следует обеспечить открытость Звенигородского психоневрологического интерната, в том числе за счет участия общественных организаций в заботе о проживающих, регулярной деятельности Попечительского совета, а также активного вовлечения внешних организаций в медицинское обслуживание, образование и трудоустройство проживающих:

– обеспечить амбулаторно-поликлиническое обслуживание (в том числе, стоматологического, офтальмологического и пр.) проживающих в поликлинике, обслуживающей территорию, где расположен ПНИ;

– обеспечить всем проживающим, не имеющим обязательного среднего образования, возможность его получения на соответствующем уровне в образовательных учреждениях, расположенных вне интерната и обслуживающих территорию, где расположен ПНИ;

– оказать помощь в трудоустройстве на предприятиях города всем проживающим, желающим работать за пределами интерната.

Г. Предлагается организовать систему постоянного общественного мониторинга ( в соответствии с ФЗ Об общественном контроле) деятельности Звенигородского ПНИ в разрезе соблюдения прав проживающих и качества социального обслуживания в Звенигородском ПНИ.

Д. Рекомендуется разработать на уровне Правительства РФ программу реформирования ПНИ, включающую разработку соответствующих нормативных актов (с участием представителей социально-ориентированных общественных организаций).

В частности, предлагаются для рассмотрения:

Предложение 1: признать действующие Приказ министерства социального обеспечения от 24 сентября 1981 года № 109  (ИНСТРУКЦИИ об организации медицинского обслуживания и санэпидрежима  в психоневрологических интернатах и Приказ министерства социального обеспечения от 27 декабря 1978 года № 145 (Положение о ПНИ ) утратившими силу. Начать разработку проекта Правил организации деятельности Психоневрологического интерната, соответствующего нормам Конвенции ООН о правах инвалидов и действующему Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», создав для этой цели рабочую группу с привлечением представителей общественных организаций

Предложение 2:  разработать систему показателей успешности деятельности стационарных учреждений, включающую такие индикаторы, как количество проживающих, восстановивших частично или полностью дееспособность, количество семейных пар в интернате, количество проживающих, работающих на внешнем рынке труда, количество проживающих, занятых в мастерских, организованных интернатами, количество проживающих, вышедших  из интернатов для  проживания в домашних условиях, в том числе при условии получения регулярной помощи социальных служб на дому   и т.д.

 

наверх >>>