Рекомендация Совета Европы о правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях

Комитет министров Совета Европы

Рекомендация № R (2005) 5 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях (16 марта 2005 года)

Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 «Ь» Устава Совета Европы,

принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, inter alia, посредством содействия принятию общих правил;

напоминая о действии программы Совета Европы для детей и его проекта политики по вопросам детства, в частности, о рекомендациях Конференции по «Правам детей и политике по вопросам детства в Европе: Новые подходы?», проведенной в Лейпциге в 1996 году, Рекомендации Парламентской Ассамблеи 1286 (1996) по Европейской стратегии в интересах детей, 1551 (2002) по созданию общества XXI века с детьми и для детей: дополнение к Европейской стратегии в интересах детей (Рекомендация 1286 (1996)) и 1601 (2003) по улучшению положения брошенных детей в специализированных учреждениях;

вновь подтверждая юридические тексты, касающиеся положения детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях, в целом и в особенности Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (СЕД № 5); Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка; Европейскую социальную хартию (СЕД № 35) и пересмотренную Европейскую социальную хартию (СЕД № 163); Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (СЕД № 126); Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей (СЕД № 160) и Конвенцию о контактах с детьми (СЕД №192);

принимая во внимание резолюции и рекомендации Комитета министров: Резолюцию № R (77) 33 о размещении детей и Рекомендацию № R (79) 17 о защите детей от плохого обращения, Рекомендацию № R (84) 4 об обязанностях родителей, Рекомендацию № R (87) 6 о приемных семьях, Рекомендацию № R (87) 20 об общественной реакции на преступность среди несовершеннолетних, Рекомендацию № R (94) 14 по последовательной и комплексной политике по вопросам семьи, Рекомендацию N № (98) 8 об участии детей в семейной и социальной жизни, Рекомендацию Rec (2001) 16 о защите детей от сексуальной эксплуатации, Рекомендацию Rec (2003) 19 о повышении доступности социальных прав и Рекомендацию Rec (2003) 20 о новых методах работы с несовершеннолетними правонарушителями и о роли правосудия по делам несовершеннолетних;

принимая во внимание принципы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, в соответствии с которыми необходимо по возможности избегать размещения детей в специализированных учреждениях путем принятия превентивных мер;

сознавая, что, несмотря на превентивные меры, некоторых детей все равно потребуется забрать из родных семей;

принимая во внимание, что выбор учреждения для размещения ребенка должен в первую очередь определяться нуждами и интересами ребенка, а также, если это возможно, его или ее собственным мнением по данному вопросу; это мнение должно учитываться в зависимости от возраста ребенка и его или ее степени зрелости;

заботясь о том, чтобы все дети, живущие не в родной семье, особенно постоянно проживающие в специализированных учреждениях, росли в атмосфере достоинства, в наилучших условиях из возможных, не становясь маргиналами ни в детстве, ни во взрослом состоянии, и о том, чтобы они беспрепятственно становились полноправными гражданами европейских общества,

рекомендует властям государств-членов:

1. принять законодательство и иные необходимые меры, включая национальную политику и планы действий, гарантирующие соблюдение установленных в Приложении к данной Рекомендации принципов и стандартов качества, в целях достижения полного соблюдения прав детей, постоянно проживающих в специализированных заведениях, вне зависимости от причин и характера пребывания;

2. обеспечить путем соответствующих мер и деятельности широкое распространение данной Рекомендации среди детей и прочих людей и организаций, имеющих отношение к данному вопросу.

Приложение к рекомендации № r (2005) 5

Основные принципы

• Семья – это естественная среда для роста и благополучия ребенка, и первостепенной обязанностью родителей является воспитание и развитие ребенка;

• превентивные меры поддержки детей и семей в соответствии с их особыми нуждами должны оказываться как можно дольше;

• размещение детей в специализированных учреждениях должно оставаться исключением и служить в первую очередь интересам ребенка и целям его или ее успешной и скорейшей интеграции или реинтеграции в общество; такое размещение должно гарантировать полное соблюдение основных прав ребенка;

• пребывание в специализированном учреждении не должно длиться дольше необходимого и должно периодически пересматриваться в соответствии с интересами ребенка, которые в процессе пребывания ребенка в учреждении должны соблюдаться в первую очередь; родители должны получать всю возможную поддержку, направленную на гармоничную реинтеграцию ребенка в семью и общество;

• ребенок, выходящий из-под опеки, должен иметь право на оценку его или ее нужд и соответствующую последующую поддержку в соответствии с целью обеспечения реинтеграции ребенка в семью и общество;

• принятие решения о помещении ребенка в специализированное учреждение и само такое размещение не должно быть связано с дискриминацией по половому, расовому, социальному, этническому или национальному признаку, по высказываемым мнениям, языку, собственности, религии, инвалидности, рождению или любому иному статусу ребенка и/или его или ее родителей;

• процедура и организация размещения, а также индивидуальный план опеки, включая периодический пересмотр вопроса о нахождении ребенка в учреждении, должен гарантировать соблюдение прав ребенка, особенно права ребенка быть услышанным; мнение ребенка должно учитываться в зависимости от возраста ребенка и его или ее степени зрелости;

• любые меры по контролю и дисциплине, которые могут использоваться в специализированных учреждениях, включая меры, нацеленные на предотвращение нанесения вреда самому себе и другим, должны основываться на государственных нормах и утвержденных стандартах;

• семья ребенка должна по возможности быть вовлечена в планирование и организацию пребывания ребенка в учреждении;

• в случае, когда возврат ребенка в родную семью невозможен, должны быть предусмотрены иные меры по опеке или продолжение пребывания в специализированном учреждении, с учетом желаний и нужд ребенка и непрерывности его или ее жизненного пути.

Особые права детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях

Дабы обеспечить соблюдение данных базовых принципов и основных прав ребенка, необходимо признать нижеследующие особые права детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях:

• право быть помещенным в специализированное учреждение только для удовлетворения нужд, которые признаны безоговорочными на основе междисциплинарной оценки, с периодическим пересмотром вопроса о размещении; при таких пересмотрах необходимо искать альтернативные варианты и принимать во внимание мнение ребенка;

• право поддерживать регулярные контакты с родной семьей и другими важными для ребенка людьми; такие контакты могут быть ограничены или прекращены, только если они нарушают интересы ребенка;

• право братьев и сестер при любой возможности оставаться вместе или поддерживать регулярные контакты;

• право на индивидуальность;

• право на соблюдение этнических, религиозных, культурных, социальных и языковых обычаев ребенка;

• право на частную жизнь, в том числе доступ к человеку, которому они доверяют, и компетентному органу для получения конфиденциального совета по их правам;

• право на качественное здравоохранение, соответствующее нуждам и благополучию конкретного ребенка;

• право на уважение человеческого достоинства и физической неприкосновенности ребенка; особенно право на пребывание в условиях человечного, не унижающего достоинство обращения и ненасильственного воспитания, включая защиту от телесных наказаний и всех форм жестокого обращения;

• право на равные возможности;

• право на доступ ко всем видам образования, профессиональной ориентации и профессионального обучения, на тех же условиях, что и у других детей;

• право быть подготовленными к активной и ответственной гражданской жизни посредством игр, спорта, культурной деятельности, неформального образования и возрастающей ответственности;

• право на участие в процессе принятия решений в отношении ребенка и условий проживания в специализированном учреждении;

• право на получение информации о правах детей и правилах специализированного учреждения в форме, удобной и доступной ребенку;

• право жаловаться в идентифицируемый, беспристрастный и независимый орган с целью защиты основных прав детей.

Руководящие принципы и стандарты качества

Дабы обеспечить соблюдение данных принципов и прав, необходимо принять во внимание нижеследующие основные принципы и стандарты:

• если позволяют обстоятельства, для размещения ребенка должно выбираться специализированное учреждение, расположенное как можно ближе к месту предыдущего места жительства ребенка, а родители должны иметь возможность выполнять свои обязанности и поддерживать контакт с ребенком на постоянной основе;

• должно предоставляться небольшое помещение для проживания в семейном стиле;

• необходимо отдавать приоритет физическому и психическому здоровью ребенка и его или ее полному гармоничному развитию как ключевым условиям успешной реализации плана опеки;

• должен разрабатываться индивидуальный план опеки, основанный на принципах как развития способностей и навыков ребенка и уважения его или ее независимости, так и поддержания контактов с внешним миром и подготовки к будущей жизни вне учреждения;

• предпочтение отдается условиям, которые позволяют сохранять непрерывность воспитательных и надлежащих эмоциональных отношений между персоналом и детьми, особенно посредством поддержания стабильности состава персонала (постоянное присутствие, отсутствие, по возможности, кадровых перестановок);

• необходимо предусмотреть комплексную организацию функционирования учреждения, основанную на:

•• качестве и стабильности жилых помещений;

•• смешанных жилых помещениях, если это в интересах ребенка;

•• высоких профессиональных стандартах персонала, обеспеченных повышением квалификации без отрыва от рабочего места;

•• адекватной оплате труда персонала;

•• отсутствии кадровой текучки и достаточном количестве работников;

•• диверсификации персонала, особенно по половому признаку;

•• междисциплинарной командной работе и иных методах поддержки, включая курирование;

•• эффективном использовании имеющихся ресурсов в зависимости от нужд ребенка;

•• средствах и специальном обучении по развитию надлежащего сотрудничества с родителями ребенка;

•• этических кодексах, описывающих стандарты практики, которые должны соответствовать Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка;

• все специализированные учреждения должны быть аккредитованы и зарегистрированы в компетентных государственных органах на основе правовых норм и минимальных национальных стандартов опеки;

• на основе данных стандартов должна быть создана эффективная система мониторинга и внешнего контроля за специализированными учреждениями;

• необходимо собирать и анализировать соответствующие статистические данные, а также поддерживать проведение исследований в целях обеспечения эффективности мониторинга;

• любые нарушения прав детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях, должны караться в соответствии с установленными эффективными процедурами;

• необходимо признать, что помимо государственных учреждений, важную роль для детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях, могут играть неправительственные, религиозные и прочие частные организации; эта роль должна определяться властями государств-членов. Участие неправительственных органов не должно освобождать государства-члены от закрепленных в данной Рекомендации обязательств по отношению к детям, постоянно проживающим в специализированных учреждениях, в особенности в отношении установления соответствующих стандартов, систем аккредитации и инспекции компетентными органами.

наверх >>>