Круглый стол «Введение института частичной дееспособности в России: обсуждение теоретических и практических проблем»

21 января по инициативе НПА России и Психиатрического правозащитного центра состоялся круглый стол в Союзе юристов Москвы на тему «Введение института частичной дееспособности в России: обсуждение теоретических и практических проблем». В результате обсуждения темы, было решено обратиться в Верховный Суд РФ с просьбой обобщить судебную практику по делам о недееспособности.

Резолюция круглого стола «Введение института частичной дееспособности в России: обсуждение теоретических и практических проблем».

Союз юристов Москвы

г. Москва, 21 января 2010 г.

Признание гражданина недееспособным является не только мерой защиты интересов такого лица, но и влечет наиболее значимое ограничение его основных личных прав. Существующая в России система опеки над недееспособными гражданами не соответствует современным стандартам прав человека, поскольку такая система не учитывает индивидуальных особенностей и потребностей в защите конкретной личности. Во многих случаях ограничения прав человека являются несоразмерными интересам защиты такого гражданина, поскольку в случае признания недееспособным он автоматически утрачивает большинство своих личных прав, включая право принимать решения не только в отношении своего имущества, но и в отношении лечения, выбора места жительства, участия в выборах, доступа в суд, воспитания детей, общения с близкими. В результате, недееспособные граждане становятся самой уязвимой категорией населения, не имея при этом эффективных средств защиты своих прав.

Принимая во внимание необходимость приведения законодательства в сфере опеки в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации, и отмечая в этой связи, что 22 октября 2009 г. Комитет ООН по правам человека выразил озабоченность в связи со значительным числом в России людей, лишенных дееспособности, и очевидным отсутствием надлежащих процедурных и материальных гарантий против непропорционального ограничения прав, гарантированных Международным Пактом о гражданских и политических правах, и указал, что России следует пересмотреть практику признания граждан недееспособными и ввести меры, отвечающие требованиям необходимости и пропорциональности на индивидуальной основе;

учитывая также необходимость приведения законодательства в сфере опеки в соответствие с требованиями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и отмечая в этой связи, что 27 марта 2008 г. в решении по делу Штукатуров против России Европейский Суд по правам человека указал, что «российское законодательство не предусматривает «ответа, соответствующего индивидуальным потребностям лица», поскольку Гражданский кодекс проводит различие между полной дееспособностью и полной недееспособностью, однако он не допускает «пограничной» ситуации;

основываясь на Принципах правовой защиты совершеннолетних недееспособных лиц (резолюция Комитета Министров Совета Европы № R(99)4) и подчеркивая, что меры защиты людей, неспособных принимать самостоятельные решения, должны строиться на принципе максимального сохранения дееспособности и уважения достоинства личности и прав человека;

принимая во внимание подписание и предстоящую ратификацию Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, ст. 12 которой требует, чтобы меры, связанные с реализацией дееспособности, «ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией»;

высказывая значительную озабоченность низким уровнем правовой защищенности граждан, помещенных в психоневрологические интернаты, которые во многих случаях являются бесправными в отношениях с указанными учреждениями, выполняющими в силу закона функции их опекуна, что не согласуется с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов,

признавая необходимость внесения в законодательство о признании лица недееспособным изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. № 4-П,

участники круглого стола рекомендуют Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания подготовить и представить для общественного обсуждения законопроект, предусматривающий введение в гражданское законодательство института парциальной недееспособности граждан, имеющих нарушения психического здоровья. Такой институт должен основываться на следующих принципах:

  • законодательство должно предусматривать такие меры защиты людей, имеющих нарушения психического здоровья, которые не связаны с ограничением дееспособности гражданина;
  • законодательство должно признавать различные степени фактической дееспособности гражданина, а также возможность изменения дееспособности с течением времени; соответственно, должна быть предусмотрена возможность ограничения дееспособности гражданина в конкретных сферах, в которых им утрачена способность принятия самостоятельных решений;
  • законодателем должны быть определены объективные критерии, на основе которых суд будет определять степень фактической утраты гражданином дееспособности и ограничивать ее частично;
  • любое ограничение дееспособности гражданина должно применяться только в том случае, если это необходимо для защиты интересов самого гражданина, с учетом индивидуальных его особенностей и потребностей; такие ограничения должны быть пропорциональны степени фактической утраты возможности принимать гражданином решения в конкретных сферах;
  • признание гражданина полностью недееспособным допустимо лишь в исключительных случаях, когда недостаточны иные, менее ограничительные, меры защиты;
  • признание гражданина полностью недееспособным не должно приводить к автоматической утрате основных личных прав, включая право на отказ от медицинского, в том числе психиатрического, вмешательства, права на выбор места жительства, права на создание семьи и проживание в обществе, права на завещание своего имущества, права на обращение в суд;
  • признание за недееспособными, не полностью дееспособными гражданами права на обжалование в том числе в суд решений и действий (бездействия) их опекунов, в том числе выполняющих в силу закона их функции воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также обжалование решений органов опеки и попечительства;
  • во всех случаях лишения или ограничения дееспособности гражданина необходимость сохранения таких мер должна периодически пересматриваться, в том числе по инициативе самого гражданина;

участники круглого стола рекомендуют Верховному Суду РФ провести обобщение судебной практики по делам о признании гражданина недееспособным и подготовить постановление Пленума по рассмотрению в судах дел данной категории.

наверх >>>