Контролировать или изолировать?

17_3Авиакатастрофа, случившаяся 24 марта этого года в Альпах, опять заставила весь мир обсуждать тему психического здоровья. Россия, конечно, в стороне не осталась: в СМИ, в интернете была масса сообщений на эту тему: от кратких информационных, до больших статей, в которых обсуждался вопрос принципа равенства и последствий его реализации. Судя по комментариям, большинство людей придерживаются той точки зрения, что «психически нездоровых» нельзя допускать ко многим видам работ, «а то мало ли что им в голову взбредет», да и вообще, лучше их изолировать, раз они представляют опасность для окружающих. Не новость, что уровень стигматизации в российском обществе высок. Подобные случаи, к сожалению, сводят на «нет» те небольшие усилия по преодолению сложившихся стереотипов, которые предпринимают профессиональное сообщество, некоммерческие организации и родственники больных.

Я попросила Л.Н. Виноградову, исполнительного директора НПАР, прокомментировать этот случай.

17_1«В Европе это первый такой случай за много лет – говорит Л. Виноградова. Я считаю, что это, конечно, вопрос надлежащего контроля – непонятно, почему в данной ситуации его не было. Нужно следить за состоянием таких пациентов и, конечно, отстранять от работы в период обострения. Безусловно, есть определенные виды расстройств, при которых работа с так называемыми «источниками повышенной опасности» исключена. Но в каждом случае вопрос должен решаться индивидуально. В Европе все-таки нет такой практики – по максимуму исключать людей с психическими расстройствами из жизни общества, напротив, их стараются по возможности интегрировать в обычную жизнь. У нас сейчас усиливается противоположная тенденция. Например, в конце 2014 г. был существенно расширен перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. С одной стороны, в него были включены «психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)» — т.е., на первый взгляд, действительно серьезные случаи. Но когда мы смотрим расшифровку этого перечня, то видим, что в него внесены в том числе расстройства настроения (аффективные расстройства), а также невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Таким образом, перечень включает в себя практически все виды психических расстройств. Это значит, что наши пациенты лишены возможности получить водительское удостоверение. В нашей практике есть случай соматоформного расстройства у молодого человека, которое проявляется в виде особого беспокойства о своем здоровье, больше никаких проявлений нет, но получается, этот молодой человек не сможет водить машину.

17_2А между прочим, для некоторых это связано с возможностью работать. Так, однажды к нам обратилась девушка, она жила в ПНИ и работала где-то на электрокаре. Администрация интерната запрещала ей работать, обосновывая свое решение ее диагнозом. Эксперты НПА давали свое заключение о том, что существующий диагноз не препятствует подобной работе, и Комиссия Главного психиатра Москвы приняла аналогичное решение. Эта девушка приходила к нам через год, она работает, у нее все хорошо».

Таким образом получается, в самом перечне уже заложено противоречие: с одной стороны, все психические расстройства, которые препятствует управлению транспортным средством, должны быть хроническими, затяжными с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, а с другой стороны сам перечень содержит практически все виды психических расстройств, за исключением  F 50-59 — "поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами" — это расстройства пищевого поведения (анорексия или булимия), расстройства сна, сексуальные расстройства и т.п. Кстати, среди них есть повышенная сонливость, которая как раз может служить противопоказанием для вождения автотранспорта.

Как минимум, этот перечень требует пояснения, а то и пересмотра.

В последнее время в общественную приемную НПАР поступило множество жалоб на отказы в выдаче справки из ПНД для получения водительского удостоверения. Сотрудники Ассоциации помогают таким людям защитить свои права, в том числе подготовиться к обжалованию отказа в судебном порядке.

НПАР придерживается мнения, что решение о допуске/недопуске к управлению транспортными средствами и другим видам работ должно приниматься в каждом случае индивидуально, а не формально. Настоящая инклюзия – это возможность каждого человека с особенностями реализовать свой потенциал в обществе.

Евгения Адрова

 

наверх >>>