Как реформировать систему опеки в России: поможет ли нам международный опыт?

14 апреля в представительстве Европейского Союза в РФ состоялся информационный семинар «Опыт реформирования системы опеки над недееспособными гражданами в странах Восточной и Центральной Европы». Семинар был организован Психиатрическим правозащитным центром (Будапешт) совместно с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» и был проведен с целью познакомить российских активистов с опытом реформ института недееспособности и опеки в странах бывшего советского блока. В семинаре участвовали юристы, психиатры, специалисты в области здравоохранения и социальной защиты, главный психиатр Москвы, представители неправительственных организаций, работающих с людьми с психическими расстройствами и интеллектуальной недостаточностью, в частности, НПА России, Центра лечебной педагогики и т.п.

Возможные пути реформирования системы опеки обсуждались на примере Венгрии и Эстонии. В Венгрии институт опеки подвергся наиболее радикальному изменению. Было принято новое законодательство, в соответствии с которым опека как форма защиты заменена различными видами поддержки в принятии самостоятельных решений. В результате человек с психическими расстройствами сохраняет свои права: теперь не опекун принимает за него решения, а он сам, пользуясь поддержкой доверенных лиц, решает, как ему лучше поступить в той или иной ситуации. В Эстонии вместо полной недееспособности введена ограниченная недееспособность, и суд должен определить, в каких именно жизненных сферах человек не может принимать решение самостоятельно. Существенно расширены права недееспособного лица, в частности в области семейного права. Допускается вступление в брак и участие в воспитании детей. Необходимым является регулярный пересмотр решения о недееспособности, инициируемый судом.

Российские участники семинара акцентировали необходимость учета контекстуальных факторов – внутриполитического устройства, системы судопроизводства, злоупотреблений на поле имущественных сделок и т.п. Без этого любой законодательный акт, просто копирующий зарубежный опыт, не справится со своей задачей. Необходимо с самого начала учитывать реальное исполнение предлагаемых изменений, главное из которых – введение института частичной (ограниченной) недееспособности. Это требует срочной напряженной работы, иначе Россия не сможет ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов, которую она подписала.