Европейская декларация по охране психического здоровья

Проблемы и пути их решения

Европейская конференция ВОЗ на уровне министров по охране психического здоровья. Хельсинки, Финляндия, 12–15 января 2005 г.

Преамбула

1. Мы, министры здравоохранения государств – членов Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в присутствии европейского комиссара по вопросам здравоохранения и защиты прав потребителей, вместе с директором Европейского регионального бюро ВОЗ, встретившиеся на конференции ВОЗ на уровне министров по охране психического здоровья, состоявшейся в Хельсинки 12–15 января 2005 г., признаём, что психическое здоровье и психическое благополучие – это важнейшие предпосылки для хорошего качества жизни и продуктивной деятельности отдельных лиц, семей, местных сообществ и народов в целом, так как они позволяют людям воспринимать свою жизнь как полноценную и значимую и являться активными и созидательными членами общества. Мы полагаем, что важнейшая цель усилий по охране психического здоровья заключается в обеспечении более высокого уровня благополучия и повседневного функционирования людей, уделяя при этом основное внимание их сильным сторонам и имеющимся ресурсам, повышению их устойчивости к внешним негативным воздействиям и усилению защитных внешних факторов.

2. Мы признаём, что укрепление психического здоровья, профилактика психических нарушений, лечение и реабилитация лиц с проблемами психического здоровья и уход за ними являются приоритетными задачами для ВОЗ и её государств-членов, Европейского союза (ЕС) и Совета Европы, что нашло своё отражение в резолюциях Всемирной ассамблеи здравоохранения, Исполнительного комитета ВОЗ, Европейского регионального комитета ВОЗ и Совета Европейского Союза. Эти резолюции призывают государства-члены, ВОЗ, ЕС и Совет Европы принять меры для уменьшения бремени проблем, связанных с психическим здоровьем, и повышения уровня психического благополучия.

3. Мы напоминаем о нашей приверженности резолюции EUR/RC51/R5 в отношении Афинской декларации по психическому здоровью и антропогенным катастрофам, стигматизации и обслуживанию населения и резолюции EUR/RC53/R4, принятой Европейским региональным комитетом ВОЗ в сентябре 2003 г., в которых высказывается обеспокоенность по поводу того, что в Европейском регионе не уменьшается бремя болезней, связанных с психическими расстройствами, и того, что, несмотря на наличие эффективных методов и подходов, многие люди с психическими проблемами не получают того лечения и помощи, в которых они нуждаются. В частности, Региональный комитет предложил Региональному директору:

уделять вопросам охраны психического здоровья первоочерёдное внимание при организации и осуществлении мероприятий по обновлению политики достижения здоровья для всех;

организовать в Хельсинки в январе 2005 г. Европейскую конференцию на уровне министров по охране психического здоровья.

4. Мы напоминаем о ряде резолюций в поддержку программы действий по охране психического здоровья. В частности, резолюция EB109.R8, принятая Исполнительным комитетом ВОЗ в январе 2002 г. и поддержанная в мае 2002 г. резолюцией WHA55.10 Всемирной ассамблеи здравоохранения, призывает государства – члены ВОЗ:

принять рекомендации, содержащиеся в «Докладе о состоянии здравоохранения в мире, 2001 г.»;

установить политику, программы и законодательство в области психического здоровья, основанные на современных знаниях и уважении прав человека, в консультации со всеми партнёрами по охране психического здоровья;

увеличить объём инвестиций в охрану психического здоровья как на уровне отдельных стран, так и в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества в качестве неотъемлемого компонента обеспечения благополучия населения.

5. В резолюциях Совета Европейского Союза, рекомендациях Совета Европы и резолюциях ВОЗ, начиная с 1975 г., признаётся важное значение деятельности, направленной на укрепление психического здоровья, а также наличие непосредственной взаимосвязи между проблемами психического здоровья, с одной стороны, и социальной маргинализацией, безработицей, бездомностью и расстройствами, связанными с употреблением алкоголя и других психоактивных веществ, с другой. Мы признаём важное значение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о правах ребёнка, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Европейской социальной хартии, а также приверженности Совета Европы к обеспечению охраны и укреплению психического здоровья, что нашло своё отражение в Декларации Конференции на уровне министров по проблемам психического здоровья в будущем (Стокгольм, 1985 г.) и в других принятых им рекомендациях в этой области, в частности, в Рекомендации R(90)22 о защите психического здоровья некоторых социально уязвимых групп населения и Рекомендации Rec(2004)10 о защите прав человека и достоинства лиц с психическими расстройствами.

Сфера применения

6. Мы отмечаем, что многие аспекты политики и деятельности служб охраны психического здоровья подвергаются сейчас существенным изменениям в рамках всего Европейского региона. Целью политики и работы служб является обеспечение социальной интеграции и соблюдения Принципа справедливости на основе всестороннего и взвешенного анализа существующих потребностей и положительных результатов деятельности различных служб охраны психического здоровья, предназначенных для всего населения в целом, отдельных групп повышенного риска и лиц с психическими проблемами.

В настоящее время услуги по охране психического здоровья предоставляются уже не только в крупных учреждениях закрытого типа, но также различными службами на уровне общины. Мы считаем это правильным и необходимым направлением деятельности. Мы с удовлетворением отмечаем тот факт, что в настоящее время политика и практическая деятельность в области охраны психического здоровья охватывают следующие аспекты:

i. укрепление психического благополучия;

ii. борьба со стигматизацией, дискриминацией и социальной изоляцией;

iii. профилактика проблем психического здоровья;

iv. оказание помощи людям с проблемами психического здоровья, используя для этой цели эффективные услуги и вмешательства комплексного характера, обеспечивая для потребителей услуг и лиц, осуществляющих за ними уход1, возможности для индивидуального выбора и участия в процессе оказания помощи;

v. восстановление здоровья и интеграция в общество лиц, переживших серьёзные психические проблемы.

Первоочередные задачи

7. В нашей работе следует основываться на возможностях, созданных благодаря процессу реформирования и модернизации в Европейском регионе ВОЗ, совместно использовать накопленный опыт и учитывать специфические особенности отдельных стран. Мы считаем, что наиболее приоритетными задачами на следующее десятилетие будут следующие:

i. способствовать более широкому осознанию важного значения психического благополучия;

ii. осуществлять совместные действия, направленные на борьбу со стигматизацией, дискриминацией и неравенством, а также расширять права и возможности лиц с проблемами психического здоровья и членов их семей и оказывать им поддержку в целях привлечения их к активному участию в данном процессе;

iii. разрабатывать и внедрять комплексные, интегрированные и эффективные системы охраны психического здоровья, включающие такие элементы, как укрепление здоровья, профилактика, лечение и реабилитация, уход и восстановление здоровья;

iv. обеспечить удовлетворение потребностей в квалифицированном персонале, способном эффективно работать во всех этих областях;

v. признавать важное значение знаний и опыта пользователей служб охраны психического здоровья и лиц, осуществляющих за ними уход, в качестве основы для планирования и развития таких служб.

Действия

8. Мы поддерживаем заявление о том, что психическое здоровье является неотъемлемой частью общего здоровья человека. Мы также полагаем, что психическое здоровье – одна из важнейших составляющих людского, социального и экономического капитала наций и что поэтому охрану психического здоровья следует рассматривать как неотъемлемый и необходимый компонент социальной политики в других областях, таких как защита прав человека, социальное обеспечение, образование и обеспечение трудовой занятости. Поэтому мы, министры, ответственные за вопросы здравоохранения, обязуемся признать необходимость принятия научно обоснованных комплексных стратегий охраны психического здоровья и рассмотреть пути и способы разработки, осуществления и дальнейшего развития таких стратегий в наших странах с учётом существующих в них конституционных структур и обязанностей. Эти стратегии, целью которых является обеспечение психического благополучия и социальной интеграции лиц с проблемами психического здоровья, требуют осуществления действий в следующих областях:

i. укрепление психического благополучия населения в целом с помощью мер, направленных на повышение уровня знаний о психическом здоровье и способствующих позитивным изменениям на уровне отдельных лиц и семей, местных сообществ и гражданского общества, учебных заведений и трудовых коллективов, правительств и государственных учреждений;

ii. изучение потенциального воздействия всех направлений социальной политики на психическое здоровье людей, уделяя особое внимание уязвимым группам населения, обеспечивая при этом понимание того, что психическое здоровье играет важнейшую роль в создании здорового, сплоченного и продуктивного общества;

iii. борьба со стигматизацией и дискриминацией, обеспечение защиты прав человека и человеческого достоинства и внедрение необходимого законодательства для того, чтобы люди, подвергающиеся риску, или лица с психическими проблемами и инвалидностью имели возможности для полноценного и равноправного участия в жизни общества;

iv. оказание целенаправленной поддержки и принятие мер, адаптированных к различным этапам жизни людей, подвергающихся риску, особенно в таких областях, как выполнение родительских функций, воспитание и обучение детей и молодёжи и оказание медико-социальной помощи лицам преклонного возраста;

v. разработка и осуществление мер, направленных на сокращение предотвратимых причин развития психических проблем, сопутствующих заболеваний и самоубийств;

vi. расширение потенциала и возможностей врачей общей практики и первичных звеньев здравоохранения, работающих во взаимодействии со специализированными медицинскими и немедицинскими учреждениями для обеспечения эффективного доступа и оказания лечебно-диагностической помощи лицам с проблемами психического здоровья;

vii. предоставление возможности получения лицами с тяжёлыми психическими проблемами эффективного комплексного лечения и ухода в различных условиях в такой форме, которая обеспечивает уважительное отношение к их личным предпочтениям и защиту от жестокого и пренебрежительного обращения;

viii. развитие партнёрских отношений, координации и лидерства между всеми регионами, странами, секторами и учреждениями, оказывающими влияние на психическое здоровье и социальную интеграцию отдельных лиц, семей, групп людей и местных сообществ;

ix. разработка программ набора кадров, их обучения и повышения квалификации с тем, чтобы обеспечить службы достаточным количеством квалифицированного персонала различного профиля;

x. проведение оценок состояния психического здоровья и потребностей населения в целом, определённых групп и отдельных лиц таким образом, чтобы это позволяло сравнивать полученные данные на национальном и международном уровнях;

xi. предоставление на справедливой основе финансовых ресурсов в объёмах, достаточных для достижения этих целей;

xii. инициирование научных исследований и оказание поддержки в проведении оценки и расширении масштабов вышеуказанных действий.

9. Мы признаём важное значение и настоятельную необходимость выявления стоящих перед нами проблем и нахождения научно обоснованных путей их решения.

Поэтому мы одобряем Европейский план действий по охране психического здоровья и поддерживаем его осуществление в рамках всего Европейского региона ВОЗ с учётом того, что каждая страна будет адаптировать различные его элементы, исходя из своих конкретных потребностей и ресурсов. Мы также обязуемся демонстрировать солидарность в рамках Региона и обмениваться знаниями, примерами наилучшей практики и передовым опытом.

Обязательства

10. Мы, министры здравоохранения государств – членов Европейского региона ВОЗ, обязуемся поддерживать, с учётом существующих в каждой стране конституционных структур, Принципов, общенациональных и региональных потребностей, состояния дел и имеющихся ресурсов, осуществление мер, направленных на:

i. обеспечение выполнения политики и соблюдения законодательства по охране психического здоровья, устанавливающего стандарты деятельности в этой области и способствующего защите прав человека;

ii. координацию в рамках государственного аппарата обязанностей по разработке, распространению и выполнению стратегий и законодательства в области охраны психического здоровья;

iii. оценку воздействия осуществляемых правительством действий на психическое здоровье населения;

iv. устранение стигматизации и дискриминации и усиление социальной интеграции путём повышения уровня информированности населения и расширения прав и возможностей лиц, подвергающихся риску;

v. предоставление лицам с проблемами психического здоровья возможности выбора и вовлечения в процесс собственного лечения, проводимого с учётом их потребностей и культуры;

vi. пересмотр и, если необходимо, принятие законодательства, обеспечивающего равенство возможностей и отсутствие дискриминации;

vii. содействие укреплению психического здоровья в образовательных учреждениях, на рабочих местах, в местных сообществах и других соответствующих условиях и местах путём усиления сотрудничества между организациями и ведомствами, отвечающими за вопросы здравоохранения, и другими секторами;

viii. предупреждение факторов риска, там где они имеют место, например, поддерживая создание производственных условий, способствующих укреплению психического здоровья, а также развивая стимулы для оказания поддержки на работе или для как можно более раннего возвращения на работу лиц после успешного преодоления им. проблем психического здоровья;

ix. предупреждение самоубийств и устранение причин вредных стрессовых факторов, насилия, депрессий, тревожных состояний и расстройств, связанных с употреблением алкоголя и психоактивных веществ;

x. признание и усиление центральной роли первичной медико-санитарной помощи и врачей общей практики и расширение их возможностей в плане взятия на себя ответственности за охрану психического здоровья людей;

xi. развитие служб охраны психического здоровья по месту жительства, с тем чтобы заменить им. помощь в стационарных учреждениях для лиц с выраженными психическими проблемами;

xii. обеспечение выполнения мер, направленных на прекращение использования негуманных и унижающих достоинство методов лечения;

xiii. усиление партнёрского сотрудничества между учреждениями, отвечающими за предоставление медико-социальной помощи и поддержки в таких областях, как здравоохранение, социальное обеспечение, жильё, образование и трудоустройство;

xiv. включение вопросов охраны психического здоровья в учебные программы для всех работников здравоохранения и разработка программ непрерывного профессионального обучения и подготовки персонала служб охраны психического здоровья;

xv. содействие развитию у работников служб охраны психического здоровья специальных навыков и знаний, необходимых для удовлетворения особых потребностей таких групп населения, как дети, молодёжь, лица преклонного возраста и лица с хроническими и серьёзными психическими проблемами;

xvi. предоставление достаточных объёмов ресурсов для охраны психического здоровья, принимая во внимание бремя болезней, а также обеспечение того, чтобы инвестиции в охрану психического здоровья стали легко идентифицируемой частью общих расходов на нужды здравоохранения в целях достижения их паритета с инвестициями в другие сферы здравоохранения;

xvii. развитие системы наблюдения за показателями психического благополучия и проблемами в области психического здоровья, включая факторы риска и обращаемость за помощью, а также мониторинг процесса её внедрения;

xviii. проведение научных исследований в тех случаях, когда круг имеющихся знаний или технологий представляется недостаточным, и распространение полученных результатов.

11. Мы будем поддерживать неправительственные организации, активно работающие в области охраны психического здоровья, и будем стимулировать создание неправительственных организаций и организаций потребителей услуг. Мы особенно приветствуем организации, ведущие активную деятельность в следующих областях:

i. создание организаций потребителей услуг, развивающих собственные виды деятельности, включая создание и функционирование групп самопомощи и обучение навыкам, способствующим восстановлению здоровья;

ii. расширение прав и возможностей уязвимых и маргинальных групп населения и отстаивание их интересов;

iii. предоставление услуг на уровне общины с участием лиц, пользующихся такими услугами;

iv. выработка у членов семей и лиц, осуществляющих уход, практических навыков оказания помощи и психологической адаптации, а также обеспечение их активного участия в программах помощи;

v. создание систем, нацеленных на улучшение способностей людей эффективно выполнять родительские функции и на повышение уровня образованности и терпимости людей, а также на борьбу с такими проблемами, как расстройства, связанные с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, насилие и преступность;

vi. развитие местных служб, ориентированных на удовлетворение потребностей маргинальных групп населения;

vii. организация работы телефонных линий помощи и консультирование по сети Интернет для лиц, находящихся в кризисных ситуациях, страдающих от насилия или подвергающихся риску совершения самоубийства;

viii. обеспечение возможностей трудоустройства для лиц с инвалидностью.

Мы призываем Европейскую комиссию и Совет Европы оказывать поддержку выполнению этой Европейской декларации по охране психического здоровья в рамках своего круга ведения.

Мы предлагаем директору Европейского регионального бюро ВОЗ предпринять действия в следующих областях:

A. Партнерства:

i. содействие развитию сотрудничества в данной области с межправительственными организациями, включая Европейскую Комиссию и Совет Европы.

B. Медико-санитарная информация:

i. оказание поддержки государствам-членам в развитии системы эпиднадзора за состоянием психического здоровья населения;

ii. подготовка сопоставимых данных о состоянии дел и успехах в области психического здоровья и работы служб охраны психического здоровья в государствах-членах;

C. Научные исследования:

i. создание сети сотрудничающих центров по вопросам охраны психического здоровья, обеспечивающей возможности для развития международного партнёрского сотрудничества, проведения высококачественных исследований и обмена научными работниками;

ii. сбор и распространение наилучших имеющихся примеров передовой практики, учитывая при этом этические аспекты работы в области охраны психического здоровья.

D. Разработка политики и развитие служб:

i. оказание поддержки правительствам стран путём предоставления экспертных данных в пользу реформирования системы охраны психического здоровья с помощью эффективных стратегий охраны психического здоровья, охватывающих вопросы законодательства, разработки схем предоставления услуг, укрепления психического здоровья и профилактики психических проблем;

ii. оказание содействия в разработке и внедрении программ повышения квалификации преподавателей;

iii. инициирование механизмов обмена специалистами для внедрения передового опыта;

iv. оказание содействия в разработке политики в области научных исследований и в формулировании соответствующих вопросов;

v. оказание содействия сторонникам и инициаторам изменений посредством создания сети, объединяющей национальных лидеров в области реформирования и ключевых должностных лиц.

E. Отстаивание интересов и пропагандистская деятельность:

i. информационная и мониторинговая поддержка стратегий и мероприятий, обеспечивающих соблюдение прав человека применительно к людям с психическими проблемами, их интеграцию в жизнь общества, а также уменьшение стигматизации и дискриминации по отношению к ним;

ii. расширение прав и возможностей пользователей, лиц, осуществляющих за ними уход, и неправительственных организаций посредством предоставления им соответствующей информации и координация деятельности на международном уровне;

iii. оказание поддержки государствам-членам в создании базы данных, способствующей расширению прав и возможностей пользователей служб охраны психического здоровья;

iv. оказание содействия в осуществлении международного обмена опытом, накопленным ключевыми региональными и местными неправительственными организациями;

v. предоставление средствам массовой информации, неправительственным организациям и другим заинтересованным группам и отдельным лицам объективной и конструктивной информации.

14. Мы просим Европейское региональное бюро ВОЗ предпринять необходимые шаги для обеспечения полной поддержки усилий по разработке и осуществлению политики охраны психического здоровья, а также того, чтобы мероприятиям и программам, направленным на выполнение требований данной Декларации, уделялось надлежащее внимание и чтобы для них выделялись адекватные ресурсы.

15. Мы обязуемся отчитаться перед ВОЗ о ходе выполнения настоящей Декларации в наших странах на межправительственном совещании, которое должно состояться до 2010 г.

Примечание

В настоящем документе термин «лица, осуществляющие уход» используется в отношении членов семьи, друзей и других неофициальных лиц.

наверх >>>

Добавить комментарий