Неправительственные организации вместе с Уполномоченным по правам человека инициируют реформу института недееспособности в России
В четверг 28 мая 2009 г. в офисе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации состоялся круглый стол «Права человека и институт недееспособности в России: соответствие международно-правовым стандартам». В обсуждении приняли участие представители Государственной Думы, Министерства здравоохранения, органов опеки, психиатрического сообщества, правозащитных и других общественных организаций, работающих в сфере психического здоровья.
Независимая психиатрическая ассоциация России и Психиатрический правозащитный центр (MDAC, Будапешт), как инициаторы круглого стола, приветствуют интерес к проблеме, проявленный со стороны Уполномоченного и органов власти, и надеются, что круглый стол станет важным шагом в стимулировании общественного обсуждения существующего законодательства по недееспособности и путей его реформирования.
Институт недееспособности и опеки, предназначенный для охраны прав и имущества наиболее беспомощных людей – малолетних, лиц с умственным снижением, тяжелых психически больных-хроников – часто превращается в свою противоположность, – в лишение всех прав, в недопустимое вмешательство в личную жизнь. Мало того, что это самая уязвимая категория людей, законодательство в их отношении находится в полном небрежении, прописано неполно и уязвимо. Эта, пожалуй, самая больная проблема буквально вытесняется из сознания не только законодателями и судьями, но даже психиатрами и правозащитниками, и обходится стороной.
Действующее в России законодательство об опеке в отношении недееспособных граждан явно не соответствует международным стандартам, что, в частности, было подтверждено Европейским Судом по правам человека в решении по делу «Штукатуров против России» (март 2008). Недостатки данной системы продемонстрировало также Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г., признавшее, что некоторые аспекты законодательства о недееспособности нарушают основные конституционные права граждан.
Открывая обсуждение, Уполномоченный по правам человека В.П.Лукин подчеркнул значимость проблемы, отметив при этом дефицит общественного интереса к положению недееспособных граждан. Владимир Лукин отметил несовершенство законодательства в сфере опеки и отсутствие эффективного контроля за соблюдением прав недееспособных граждан, в частности отсутствие Службы защиты прав пациентов психиатрических стационаров. Особую озабоченность вызывают участившиеся злоупотребления существующей системой недееспособности в целях присвоения имущества.
Участники круглого стола обсудили недостатки действующей системы недееспособности и опеки, в частности, слабые процессуальные гарантии при лишении гражданина дееспособности; недостаточность регламентации обязанностей опекуна и органов опеки, влекущую возможность злоупотреблений, а также отсутствие правового регулирования восстановления дееспособности. Одним из ключевых недостатков законодательства было признано отсутствие альтернатив полной недееспособности, что ведет к невозможности ограничить дееспособность человека лишь в той степени, в которой это действительно необходимо.
Специалисты и правозащитники, сталкивающиеся с проблемой недееспособности на практике, также подчеркнули, что существующая система во многих случаях не служит интересам защиты людей с нарушениями психического здоровья.
Участники пришли к выводу о необходимости серьезного реформирования института недееспособности и наметили основные направления такой реформы. Учитывая сложность данной проблемы, представители общественных организаций подчеркнули важность активного вовлечения гражданского общества в обсуждение соответствующих законодательных инициатив. 29 мая 2009 г. обсуждение темы было продолжено в стенах медицинского учреждения – в Институте психиатрии Росздрава совместно с Российским обществом психиатров под общим названием: «Институт недееспособности: необходимость реформирования». Участники, среди которых на этот раз преобладали психиатры, обсудили экспертные критерии установления недееспособности, необходимость учета не только медицинского, но также социального и психологического критериев, наметили первоочередные меры по изменению российского законодательства и судебной практики, принципов работы органов опеки и попечительства и психиатрических учреждений, имеющих дело с гражданами, признанными недееспособными. Выработанные участниками круглых столов 28-29 мая 2009 г. рекомендации будут направлены в Государственную Думу РФ и в исполнительные органы государственной власти, прежде всего, в министерство здравоохранения и социального развития РФ.