17 августа Независимая психиатрическая ассоциация России совместно с Общественной палатой Российской Федерации провела круглый стол «Участие НКО, представляющих граждан с психическими расстройствами, в разработке реформы психиатрической и социальной помощи, направленной на защиту их прав и интеграцию в общество». Круглый стол проводился в рамках проекта НПА России «Вовлечение граждан с психическими расстройствами и их родственников в процесс защиты их прав и интеграции в общество» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Мы хотели организовать площадку для дискуссии всех сторон, заинтересованных в разработке и реализации реформы психиатрической и социальной помощи, поэтому к участию в круглом столе были приглашены как представители неправительственного сектора, так и государственных структур, а также врачебного сообщества.
Основная цель дискуссии – донести до представителей власти, что необходимо не просто учитывать мнение тех, ради кого осуществляется реформа, и их представителей, но и активно включать их в этот процесс.
Нельзя не признать, что за последние несколько лет люди с психическими расстройствами перестали быть уж совсем «невидимками», из исключительно правовой категории они все-таки превратились в некую социальную группу, существующую в обществе и претендующую на участие в его жизни. Однако, стигматизация и дискриминация в отношении этой категории людей все еще колоссальная, и в том числе в государственных структурах.
Круглый стол открыл А.М. Царев, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. Он рассказал о целях обсуждения, порядке работы и ожиданиях организаторов. Далее проект резолюции круглого стола представили Л.Н. Виноградова, исполнительный директор НПА России и С.А. Колосков, помощник депутата Государственной Думы О.Н. Смолина, член Рабочей группы по реформированию психоневрологических интернатов при Минтруде России. Они отметили, что в целом НКО, представляющие интересы лиц с психическими расстройствами, на сегодняшний день недовольны результатами реформы системы психиатрической и социальной помощи. Те действия, которые были предприняты в этом направлении, свидетельствуют о том, что у государства нет продуманной политики в отношении лиц с психическими расстройствами. Для того, чтобы ратифицированная Россией Конвенция о правах инвалидов в полном объеме была применима к людям с психическими расстройствами, реформирование системы психиатрической и социальной помощи должно осуществляться при наличии постоянной обратной связи. Пока же ответственные за проведение реформ слушают, но не слышат тех, в чьих интересах проводятся реформы. Между тем, успех возможен лишь тогда, когда пациенты станут сторонниками и активными участниками реформ.
Как отметил С.А. Колосков, представителям гражданского общества не удалось достучаться до государственных органов, но они были услышаны Президентом: после встречи с представителями социально ориентированных НКО в июле 2017г. глава государства утвердил поручения Правительству РФ, которые должны были быть выполнены до 25 декабря 2017 г. Эти поручения касались нормативно- правового закрепления форм сопровождаемого проживания; вопросов социального обслуживания людей, которые утратили способность к самообслуживанию; внесения изменений в законодательство с тем, чтобы НКО могли стать поставщиками социальных услуг для инвалидов. Ни одно из этих поручений не было выполнено, констатировали участники круглого стола. В связи с этим в своей резолюции участники предлагают ряд конкретных мер, которые позволят значительно продвинуться на пути реализации поручений Президента и, следовательно, соблюдения прав людей, страдающих психическими расстройствами.
Участники в своих докладах и в ходе дискуссии неоднократно подчеркивали одну очень важную мысль. Именно она должна лежать в основе государственной политики в отношении лиц, страдающими психическими расстройствами, и в основе любых реформ, касающихся системы психиатрической и социальной помощи: эти люди – часть общества, и у них должна быть реальная возможность жизни в этом обществе. И не в качестве какой-то изолированной его части. Должна быть создана система реабилитации, интеграции в общество и защиты.
Докладчики, а ими были представители общественных организаций, представляющих лиц с психическими расстройствами, из Москвы, Тамбова, Самары, Твери и Нижнего Новгорода, рассказали о ряде довольно серьезных проблем, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе.
Ю.Н. Аргунова, руководитель юридической службы НПА России, в своем выступлении отметила, что на сегодняшний день государственные структуры не справляются с возложенными на них функциями в сфере обеспечения прав граждан с психическими нарушениями. Особенно печальна ситуация с органами опеки и попечительства: на них законом возложены серьезные полномочия по защите прав и законных интересов людей с психическими расстройствами, но они, к сожалению, выполняют их плохо и формально. Число возложенных обязанностей растет, но сотрудники органов опеки и попечительства ни по уровню знаний, ни по штатной численности с этими обязанностями не справляются. Например, при поступлении недееспособного лица в ПНИ органы опеки и попечительства автоматически опекуном назначают директора интерната, лишая при этом опекунских функций назначенного ими ранее опекуна из числа родственников, хотя закон предоставляет возможность назначить нескольких опекунов. Очень плохо следят органы опеки и попечительства за исполнением обязанностей опекуна интернатом. В нашей практике бывали случаи, когда граждане, признанные недееспособными, за время длительного пребывания на лечении в больнице теряли жилье, а органы опеки и попечительства ничего об этом и не знали. Специалистов органов опеки и попечительства необходимо обучать на систематической основе, возможно, к этому как раз стоит привлекать специализированные НКО.
Ю.Н. Аргунова отметила также следующие проблемы в сфере защиты прав людей с психическими расстройствами, которые требуют решения:
— больницы должны обеспечивать проведение выездных судебных заседаний и доступ адвоката при решении вопроса о недобровольной госпитализации, чтобы не было заочных процессов;
— лишено правового смысла и может повлечь дезорганизацию работы психиатрического учреждения и серьезные злоупотребления наделение прокурора правом подавать заявления о недобровольной госпитализации;
— не урегулированы должным образом вопросы принудительного лечения;
— не создана служба защиты прав пациентов;
— не разработана нормативно-правовая база по диспансерному наблюдению;
— не имеет механизма реализации предусмотренный законом институт независимой медицинской экспертизы;
— необходимо подключиться к созданию нормативно-правовой базы по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, т.к. он теперь касается и психиатрических больниц, и экспертных учреждений.
Помимо существующих пробелов в законодательстве, по словам Ю.Н. Аргуновой, сложившаяся правоприменительная практика не соответствует правовым нормам. Во многих случаях не требуется создавать новые нормы, а нужно обеспечить выполнение существующих.
Представители региональных НКО, представляющих интересы людей с психическими расстройствами, рассказали о болевых точках в своем регионе. Например, в Тамбове региональному отделению «Новых возможностей» отказали в участии в областной программе по трудоустройству инвалидов. М.Н. Полухина также рассказала, что в связи с внесением изменений в перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения людям с психическими расстройствами теперь получить путевку в санаторий практически невозможно.
Н.В. Климок из Тверского отделения «Новых возможностей» поделилась своим опытом организации сопровождаемого трудоустройства и взаимодействия со службой занятости. Как отметила Наталья Вениаминовна, квотируемые места для инвалидов на самом деле для них не приспособлены, условия труда зачастую таковы (например, 12-часовой рабочий день), что инвалид просто не сможет работать на таком месте. И служба занятости здесь ничего поделать не может, она не наделена такими полномочиями. Кроме того, за отказ в приеме на работу инвалида должна существовать ответственность, на практике пока этого нет.
В Самаре довольно сложная ситуация: сейчас в очереди на помещение в ПНИ стоят 500 человек. Сам интернат выполняет функции опекуна одновременно в отношении около 200 человек, понятно, что ни о каком учете интересов отдельной личности речь не идет. А органы опеки и попечительства не готовы наделять функциями опекуна наряду с интернатом, например, родителей или иных родственников, хотя формально такая возможность есть. Система, к сожалению, закрыта и не готова идти на контакт с НКО, волонтеры которых могли какие-то функции взять на себя.
Во время общей дискуссии участники говорили о том, что необходимо определиться с тем, какие функции берет на себя социальная защита, а какие – система здравоохранения и построить схему их взаимодействия; каким образом медицинские услуги должны оказываться в учреждении социального обслуживания – ПНИ (сейчас с этим большая проблема, в интернатах отсутствует антидементная, наркологическая помощь, не хватает врачей-неврологов и т.д.); нужно создавать защищенные рабочие места; продолжать реформу, пробовать различные формы сопровождаемого проживания и т.д.
Проблем довольно много, но ведь у участников круглого стола есть свои варианты их решения, которые изложены в резолюции (она была скорректирована с учетом предложений, прозвучавших в ходе дискуссии), а главное, — готовность и решимость участвовать в обсуждении и решении всех проблем, связанных с соблюдением и защитой прав и интересов людей с психическими расстройствами. С полным текстом резолюции можно будет ознакомиться на сайте НПА России, а видеозапись круглого стола доступна по ссылке.
Евгения Доброванова