В докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой за 2017 г. серьезное внимание было уделено защите прав пациентов, находящихся в психиатрических учреждениях, а также инвалидов по психическому заболеванию, проживающих в психоневрологических интернатах. В частности, там было сказано: «Тема защиты прав пациентов, содержащихся в психиатрических учреждениях, эмоциональна и многогранна, поэтому заслуживает непрерывного мониторинга с целью изучения лучших практик в национальной и зарубежной системах правоприменения, а также оптимизации деятельности Уполномоченного по правам человека, органов власти и правозащитных организаций. В этой связи было принято решение детально обсудить эту тему на Координационном совете уполномоченных по правам человека в мае 2018 г.».
Высоко оценив понимание Уполномоченным важности данной темы и желания обсудить ее на самом высоком уровне, НПА России обратилась к Т.Н.Москальковой с предложением пригласить на заседание Координационного совета уполномоченных руководителя юридической службы НПА кандидата юридических наук, советника юстиции, автора многих руководств и ведущего специалиста по вопросам соблюдения прав граждан с психическими расстройствами Ю.Н.Аргунову. Наше предложение было проигнорировано.
В заседании Координационного совета уполномоченных по правам человека 16 мая в Ялте помимо региональных уполномоченных по правам человека участвовали главный психиатр Минздрава России З.И.Кекелидзе, главный психиатр Москвы Г.П.Костюк и другие представители официальной психиатрии. Представителей некоммерческих организаций, которые занимаются мониторингом соблюдения прав людей с психическими расстройствами, на совещании не было. Вероятно, Т.Н.Москалькова сочла, что им там делать нечего.
В результате, развитие психиатрической помощи в стране и в столице оценивалось на основе воодушевляющих докладов лидеров нашей психиатрии и медицинского менеджмента. Особенно впечатляющими были прогнозы развития психиатрической помощи в Москве к 2020 г.: 100% пациентов будет охвачено программами реабилитации и психосоциальной помощи и программой просвещения в области психического здоровья; 90% пациентов будут удовлетворены лечением и системой ДЛО, 80% пациентов и родственников оценят качество помощи как «хорошее» или «очень хорошее», 80% респондентов будут «хорошо» относиться к службе и больным. Средняя длительность пребывания пациента в круглосуточном стационаре составит 30 дней, а в дневном стационаре – 45 дней. Повторная госпитализация пациентов в психиатрические стационары в течение года составит не более 15-20%. Спрашивается, а как быть с теми пациентами, которые нуждаются в более длительном лечении и обострения у которых случаются чаще, чем 1 раз в год? В Москве для этого предлагается очень простое решение: таких пациентов переводят в психоневрологический интернат. Есть уже хорошо отработанная схема: пациентов-хроников, которые нуждаются в длительном лечении, сначала переводят в психиатрическую больницу № 14, которая стала трамплином для помещения в ПНИ. После нескольких месяцев лечения больница подает в суд заявление о признании человека недееспособным, а затем отдел опеки и попечительства оформляет путевку для перевода человека в бывшую ПБ № 15, которая стала ПНИ № 34, рассчитанного на 900 мест. Согласия пациента при этом никто не спрашивает, как, впрочем и согласия родственников. Последним объясняют, что дома они с пациентом не справятся и в их интересах – поместить его под опеку государства. В практике общественной приемной НПА есть случай, когда женщину лишили опекунских обязанностей и перевели сына, невзирая на ее протесты, в интернат. 10 лет она исправно исполняла опекунские обязанности в отношении сына, а теперь превратилась в недобросовестного опекуна – не смогла представить все чеки на продукты, которые покупала.
Региональные уполномоченные в своих выступлениях рассказали о нарушениях прав пациентов психиатрических больниц и обитателей психоневрологических интернатов, с которыми они сталкиваются. Некоторые уполномоченные уделяют этому большое внимание и регулярно посещают психиатрические стационары и учреждения социальной защиты для людей с психическими расстройствами. Было сделано немало важных предложений, однако не все они нашли свое отражение в итоговых рекомендациях. Так, например, вопрос о необходимости срочного создания службы защиты прав пациентов психиатрических стационаров и граждан с психическими расстройствами, проживающих в учреждениях социального обеспечения, так и остался за кадром, хотя законопроект давно разработан и кочует между офисами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палатой РФ и Советом Федерации. Никто не упомянул о коллизии законов, возникшей после вступления в действие Кодекса административного судопроизводства РФ, на что постоянно обращает внимание юридическая служба НПА. Согласно Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», пациент не может быть лишен права лично участвовать в судебном заседании по поводу его недобровольной госпитализации, по КАС РФ гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании и излагать свою позицию по делу о его недобровольной госпитализации, если «психическое состояние гражданина позволяет ему адекватно воспринимать все происходящее в судебном заседании и его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или для жизни либо здоровья окружающих» (ч. 4 ст. 277 КАС РФ). Причем решение о невозможности пациента участвовать в судебном заседании принимает та же медицинская организация, которая должна обосновать перед судом правомерность недобровольной госпитализации. В результате, в некоторых регионах РФ, которые взяли на вооружение именно КАС РФ, практически все решения о недобровольной госпитализации принимаются заочно, а между тем это решение касается лишения гражданина свободы. Не трудно предугадать, как это оценит Европейский суд по правам человека.
Уполномоченные посетили один из психоневрологических интернатов Крыма и высоко оценили качество предоставления услуг проживающим. Между тем, в процессе обсуждения предстоящей реформы ПНИ, эти учреждения рассматриваются как наиболее проблемные в отношении нарушения прав граждан. Помещение в ПНИ без личного согласия, право на личную свободу, свободное перемещение внутри интерната и за его пределами, право на прогулки, встречи с посетителями, информированное согласие на лечение и возможность отказа от него и многое другое, судя по всему, не стали предметом изучения высокой комиссии. Ее удовлетворила экскурсия по территории и помещениям интерната и рассказ руководства о реабилитационных программах.
В заключение приводим рекомендации, которые были приняты Координационным советом уполномоченных по правам человека. Все они весьма актуальны, однако для реального обеспечения прав граждан с психическими расстройствами необходимо тесное сотрудничество с неправительственными организациями. Некоторые уполномоченные это хорошо понимают, но, к сожалению, не все.
Л.Н.Виноградова
Рекомендации Координационного совета уполномоченных по правам человека, состоявшегося 16 мая 2018 г. в Ялте:
— рекомендовать омбудсменам в субъектах проанализировать действующие на их территории нормативные правовые акты, касающиеся проблем защиты прав граждан с нарушениями психического здоровья, и при необходимости инициировать внесение в них соответствующих изменений и дополнений, и направить итоговую информацию Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
— при подготовке докладов по итогам деятельности за 2018 год особое внимание уделить вопросам защиты прав и интересов граждан с нарушениями психического здоровья, рассмотреть вопрос о подготовке специальных докладов по данной тематике;
— провести мониторинг состояния соблюдения прав граждан с нарушениями психического здоровья на получение образования и трудоустройство, по результатам анализа внести предложения органам исполнительной власти субъекта и направить итоговую информацию федеральному омбудсмену;
— рекомендовать рабочему аппарату Уполномоченного изучить вопрос о внесении изменений в статью 281 Гражданского процессуального кодекса и в заявлении в качестве заинтересованных лиц указывать всех близких родственников гражданина (детей, родителей и др.), тем самым исключив «укрывательство» от других членов семьи, что лицо признано судом недееспособным;
— изучить вопрос о внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», на основании которого временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом);
— посетить психоневрологические интернаты с целью проверки условий проживания в них инвалидов, обратив особое внимание на обеспечение их безопасности;
— продолжить работу по правовому просвещению в вопросах реализации прав и свобод граждан с нарушениями психического здоровья, форм и методов их защиты;
— рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие во втором чтении проекта федерального закона № 879343–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»;
— рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос по разработке государственной межведомственной программы развития сети стационарных учреждений здравоохранения и социальной зашиты для лиц, страдающих психическими расстройствами;
— внести изменения в Постановление Правительства от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» в части минимизации количества предоставляемых документов для супругов, проживших в законном браке (совместно);
— рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации закрепить минимальный норматив обеспечения площадью жилых помещений в психоневрологических интернатах для получателей социальных услуг в стационарной форме;
— совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть вопрос о строительстве новых зданий (комплексов) для учреждений психоневрологического и социального профиля и постепенный (в течение пяти лет) вывод из эксплуатации старых (барачного типа) зданий, уровень амортизации которых превысил 80%;
— совместно с Министерством юстиции Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок взаимодействия медицинских работников с лицами, осуществляющими обеспечение безопасности и охрану указанных отделений, а также о возложении обязанности на органы государственной власти субъектов об обязательной организации отделений стационарной судебной психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей;
— рекомендовать органам исполнительной власти субъектов обеспечить проведение в психоневрологических интернатах мероприятий по созданию доступной среды для лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
— рекомендовать Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству внутренних дел и Министерству здравоохранения Российской Федерации принять совместный нормативный правовой акт, определяющий порядок содержания подозреваемых и обвиняемых отделений судебно-психиатрической экспертизы психиатрических больниц для лиц, содержащихся под стражей;
— совместно с Министерством юстиции Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок взаимодействия медицинских работников с лицами, осуществляющими обеспечение безопасности и охрану указанных отделений, а также о возложении обязанности на органы государственной власти субъектов об обязательной организации отделений стационарной судебной психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей.