Обманутые ожидания

7-8 октября 2019 г. в Москве прошел VII съезд Национальной медицинской палаты. Уже в транслируемом анонсе об этом событии, проходящем в условиях развала службы здравоохранения страны, заведомо разрушительной «реформы» оптимизации в год ее 15-летия, постфактум признанной в правительстве «ошибочной», указывалось, что в работе съезда примут участие министр здравоохранения В.И.Скворцова, руководитель Росздравнадзора М.А.Мурашко и большая группа представителей Следственного комитета в связи с обязательным для всех делегатов съезда заседанием, посвященным «современному состоянию правового регулирования медицинской деятельности», продлившемся три с половиной часа.  Было прочитано 8 докладов представителей Верховного суда, Следственного комитета, университета юстиции и руководства научно-практических учреждений, посвященных судебной практике нарушений законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников, ненадлежащего оказания медицинской помощи, экспертизе, оценке и контролю качества и безопасности медицинской помощи, добровольному информированному согласию и независимой медицинской экспертизе.

Опыту работы профессиональных медицинских организаций на примере гематологов-онкологов, акушеров-гинекологов, патологоанатомов и анестезиологов-реаниматологов, а также организации аккредитации врачей на примере Смоленской и Воронежской областей и Хабаровского края было предоставлено по часу и, наконец, докладу о ходе реализации национального проекта «Здравоохранение» — 20 минут.

Отчетно-перевыборная часть прошла в первый день съезда. Министр В.И.Скворцова, так же как на Совещании у президента РФ по развитию первичной медико-санитарной помощи говорила о том, что инфраструктура этой помощи успешно развивается и с 2014 г., а число врачей увеличилось на 4 тысячи, хотя сохраняется дефицит в 25 тысяч. При этом она не уточнила, что это осуществляется за счет перепрофилирования высокопрофессиональных узких специалистов во врачей общей практики. И многое в том же духе. Ни на одном из заседаний не было предусмотрено вопросов, обсуждения,  дискуссии, что разительно отличало первые съезды Палаты и особенно остро критические Пироговские съезды, бойкотируемые министром здравоохранения и вытесненные пошедшей на коллаборацию с властями НМП в условиях разрушительной провальной реформы, протесту против которой не нашлось места в программе съезда.

Мужество, честность и научное мышление Леонида  Михайловича Рошаля помешали ему учесть совершенно другие свойства и способности, характерные для реал-политиков, а главное, их совсем другие цели и ценности. В результате, вместо первоначальных требований врачебного сообщества и данных обещаний, все вылилось в их редуцированную форму, огрызок, в подобие Общественной палаты, из которой Леонид  Михайлович достойно и решительно вышел.  В итоге, его замечательная инициатива, позволившая успешно отбить попытку ввести в уголовный кодекс статью об уголовной ответственности врачей за врачебную ошибку, создала иллюзию продвижения вперед, так как оставила ситуацию на прежнем месте.

Ю.С.Савенко