- 14 октября состоялось заседание Президиума Верховного Суда РФ. Высшая судебная инстанция страны рассматривала протест генерального прокурора на кассационную жалобу Андрея Колосова. Речь шла о незаконном требовании принудительного лечения в специализированном психиатрическом стационаре, поэтому интересы Колосова представляли юристы НПА.
Эта история началась несколько лет назад. Андрей Колосов, примерный муж и заботливый отец, начал подозревать, что жена Наталья изменяет ему с неким Р. Никаких доказательств кроме сплетен и слухов не было, но хватило и их: в семье начался разлад. После череды бурных ссор и выяснения отношений супруги разошлись, жена Колосова забрала ребёнка и переехала к Р.
Колосов тяжело переживал случившееся. Может быть, со временем ему удалось бы всё забыть, но помешали общие знакомые Андрея и Натальи. Они настойчиво предлагали Колосову «быть мужиком», «разобраться по-свойски» и с бросившей его женщиной, и с разлучником Р. Во время беседы Колосов сорвался, наговорил лишнего, а «сердобольные друзья» записали его угрозы на диктофон и… предоставили запись бывшей жене. Она тотчас обратилась в суд и потребовала защиты. В ходе разбирательства на основании заключения комиссии экспертов, суд принял решение о применении к Колосову амбулаторного принудительного наблюдения и лечения в ПНД.
После суда Андрей решил уехать и начать жизнь с чистого листа. Будучи человеком законопослушным, сразу после переезда в город Ж., он обратился в местный ПНД и встал на учёт. Полгода Колосов регулярно ходил на приём к участковому психиатру, хотя больным себя никогда не считал. Психотической симптоматики не отмечалось, медикаментозного лечения ему не назначали – об этом свидетельствуют записи в амбулаторной карте пациента.
Колосов, не оставляя надежды добиться пересмотра решения суда, подал апелляцию. Апелляционная судебная инстанция запросила ПНД города Ж. о результатах лечения. Но по непонятной причине администрация ПНД ответила, что Андреем никто не занимался: якобы не было получено определение суда о назначении Колосову амбулаторного лечения. Результаты полугодичного наблюдения Колосова в суд переданы не были, поэтому в пересмотре дела Андрею отказали.
Эта новость стала шоком и для Колосова, и для его близких. Никто не замечал в его поведении ничего предосудительного: напротив – подчёркивали неизменную вежливость, искренность, порядочность. На новом месте Колосов обрёл вторую семью, друзей, он социально адаптирован и не испытывает психологического дискомфорта.
Освидетельствование Колосова, дважды проведённое комиссией врачей-психиатров НПА по его инициативе, позволяет сделать вывод — психических расстройств не выявлено, в медикаментозном лечении обследуемый не нуждается. Диагноз экспертов ПНД основан исключительно на якобы чрезмерном стремлении Колосова защитить свои интересы. Но ведь это нормальная реакция любого человека. Специалисты НПА разъяснили Колосову, что он имеет полное право подать исковое заявление о прекращении применения к нему принудительного лечения.
После кассационной жалобы Андрея и опротестования её прокуратурой дело перешло на рассмотрение Президиума Верховного Суда РФ. 14 октября юристы НПА, представлявшие интересы А.Колосова, заявили на заседании ВС РФ о многочисленных нарушениях прав своего подзащитного. Прежде всего, лечебное учреждение, проводившее судебно-психиатрическую экспертизу вменяемости Колосова, не имело лицензии на его производство. Колосов не был допущен в судебное заседание по решению вопроса о применении к нему принудительного лечения и не имел возможности контролировать своё лечение. ПНД не проводил регулярных переосвидетельствований Колосова в установленные законом сроки (1 раз в полгода). Требование ПНД о переводе пациента на стационарное принудительное лечение является незаконным, так как основанием для этого может быть только особая опасность пациента для себя и окружающих. Но Колосов подобной опасности ни для кого никогда не представлял.
- Президиум Верховного Суда рассмотрел протест прокурора и отказался его удовлетворить, в ближайшее время будет рассмотрена кассационная жалоба Колосова. Есть надежда, что дело будет решено в его пользу, и специалисты НПА продолжают отстаивать интересы попавшего в беду человека.
Дмитрий Казеннов