95-летие Центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского

95-летие Центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского, по словам его генерального директора и главного психиатра Минздрава России проф. З.И. Кекелидзе,  не юбилейная дата и поэтому отмечалась в камерном формате в небольшом зале самого центра. В силу ограниченности мест приглашениями занимался сам гендиректор. В нашей ассоциации приглашение получил только я, хотя все основания для этого имела и Ю.Н.Аргунова.

Перед проходной и после проходной Центра стояли кордоны охраны. Я спросил у них: «Вы и в дни открытых дверей так всех проверяете? — Да, это режимное учреждение». Даже гардеробщицы прошли первый отдел. Короткий марш лестницы до зала меня сопровождали или,  как я пошутил, конвоировали. Но усевшись в гостевой ряд, я оказался между очень доброжелательно и активно общавшимися со мной почетными гостями.

В президиуме сидели З.И.Кекелидзе, Т.В.Клименко, А.А.Козлов, В.Н.Краснов, Е.В.Макушкин, К.Н.Шаклеин и Табаков. Начались приветствия. Характерной была их очередность. От Совета Федерации, от Думы, от Минздрава, затем А.С.Тиганов, упомянувший,  что он работал здесь при А.Н.Бунееве. Потом А.Б.Смулевич, Н.Г.Незнанов, Б.Д.Цыганков, Н.Н.Иванец, попенявший, что перестали говорить о руководителе его докторской диссертации, отстоявшем институт от выселения за город,  Г.В.Морозове, а «впредь надо его вспоминать», и с цветистым перебором от Правительства Московской области: «Вы свет, который Вы несете в нашу тьму, светите нам… без Вас нельзя представить … мы переплелись…» Вслед за этим последовали приветствия от ФСБ России, ФСИН РФ и УФСИН России по г. Москве, Главного следственного управления МВД России и Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве, Военно-медицинской службы России.  Потом от А.Л. Шмиловича, Е.А. Брюна, и, наконец, от НПА России, Росздравнадзора и, в заключение, от гендиректора Российского Федерального Ядерного Центра, с подношением изображения, находящегося рядом с Центром знаменитого монастыря в Саровской пустыне. В зале находились потомки семьи В.П.Сербского, сын Г.В.Морозова и без умолку говоривший бывший главный врач института 88-летний Табаков, вспоминавший, как он организовал 50-летие института, награжденного в 1972 году Орденом Трудового Красного Знамени за свою хорошо известную деятельность.

За этим последовали два доклада. Ю.А.Александровский намного более откровенно прежнего изложил историю института, но только до 1950 годя, хотя по старинке не упомянул самого крупного психиатра в истории института – Н.П.Бруханского, вопреки его значимости и судьбе, и умолчал об уничтожающей оценке деятельности института в 1956 г. комиссией под председательством Д.Д.Федотова с участием В.А.Гиляровского, В.М.Банщикова, А.Г.Амбрумовой и А.Рапопорта, рекомендовавшей реорганизовать институт судебной психиатрии в специальное отделение Института психиатрии, то есть присоединить его к Институту психиатрии, а не наоборот, как произошло недавно.  Планы расформирования Института судебной психиатрии были и в 1990 году. Так же как сборник по истории института 1996 г., тираж брошюры с сокращенным докладом был настолько мал, что раздавался не всем.

Доклад главного специалиста Центра Е.Я.Щукиной содержал грубую дезинформацию в отношении собственной темы: «Экспертная оценка расстройства личности в историческом аспекте развития Центра». Вместо демонстрации известной гистограммы из отчета директора Института судебной психиатрии (1930 – 1950) Ц.М.Фейнберг об экскульпации психопатов, где 1922 г. (46,5%) и 1935 г. (3%) различались в 15,5 раз(!), Е.Я.Щукина привела гистограмму экскульпации всех психических больных за 1922-1925 гг., где эта разница полностью смазана. – Какой-то неотвязный условный рефлекс советского прошлого. Впрочем, она вспомнила Н.П.Бруханского, хотя, вопреки его позиции, современные данные экскульпации психопатов меньше чем в 1945 г. (12%) и даже чем в 1935 г. (3%) – сейчас это 1% признаваемых невменяемыми и 11 % ограниченно вменяемыми, что является вариантом вменяемости.

Во втором отделении продолжались приветствия от главных врачей психиатрических больниц многих регионов. Все это напоминало парад на Красной площади в миниатюре.

Сейчас, после слияния в 2014 г. трех психиатрических центров под эгидой Института социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского и его нового названия: ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Министерства Здравоохранения РФ, в нем работает более полутора тысяч сотрудников, более 200 к.м.н., 3 чл.-кор. и 2 академика. Центр проводит более 2 тысяч судебно-психиатрических экспертиз ежегодно и работает еще в 10 направлениях.

Мы приводим свое приветствие, встреченное залом с неформальным одобрением.

Ю.С.Савенко

 

ПРИВЕТСТВИЕ К 95-ЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ ИМ. В.П. СЕРБСКОГО

Приветствие от Независимой психиатрической ассоциации России в моем лице носит не формально-юбилейный характер, а опирается на знание истории института, которая имеет если не гектический, то все же сильно зазубренный профиль в соответствии с драматической историей страны. Обычно славят только верхушки, а ведь это сильно снижает масштаб, затраченных усилий и всех достигнутых успехов. Между тем институту пришлось неоднократно, что называется, отталкиваться от дна, и несколько раз он стоял перед угрозой расформирования. Такова неизбежная судьбы судебной психиатрии, слишком тесно связанной с сиюминутной злобой дня.

Наша ассоциация не раз отдавала должное выдающимся деятелям Центра им. Сербского. В первом же выпуске Независимого психиатрического журнала в 1991 году мы воскресили имя проф. Николая Павловича Бруханского, автора первого советского руководства по судебной психиатрии 1928 года с предисловием П.Б.Ганнушкина, активного проторителя «Общей психопатологии» Карла Ясперса, а в 1993 году мы воскресили имя проф. Вольфа Абрамовича Внукова, основоположника первой кафедры судебной психиатрии в 1933 г. Деятельность обоих прервалась в 1937.

Мы воздали должное выдающемуся вкладу и двух сотрудников Центра им. Сербского послевоенного поколения – Анатолию Кузьмичу Ануфриеву и Николаю Георгиевичу Шумскому.

Самый мрачный период 60–80-х годов в истории института следует рассматривать как очередную долго незаживающую рану, как насилие над психиатрией. Я был сотрудником института в 1974–1979, пике преследования диссидентов, к которым не относился, но был изгнан из института профилактически, видимо по досье. Тем основательнее были мои свидетельства, что и в этот период в институте работало множество достойнейших людей.

Работа института с послевоенного периода никогда не ограничивалась судебной психиатрией, а была достаточно разносторонней, вплоть до детских параличей и психотерапии. В институте успешно работают отделы молекулярной генетики, биохимии, электрофизиологии, психологии и др.

Сотрудники института В.А.Тихоненко, В.П.Котов, Ю.Л.Метелица, С.Н.Шишков, П.А.Казаковцев внесли важный вклад в разработку Закона о психиатрической помощи, а проф. В.А.Тихоненко в создание Этического кодекса судебного психиатра.

Со времени директорства Татьяны Борисовны Дмитриевой, с ее политическими и организационными талантами, институт критически оценил свое прошлое, обрел свой журнал, кафедру, выпустил серию ценных руководств и вышел на международный уровень.

Конечно, чрезмерная централизация и близость к власти действуют развращающе – это актуальная и постоянная опасность. Здесь главное лекарство – выдающаяся пироговская традиция безжалостной самокритики и терпимости к критике. Это соответствует современной научной парадигме,  продолжающей линию Карла Поппера, которая рассматривает отсутствие критики, как бесплодный застой. Критика – это даровой вечный двигатель, а лакировка действительности, замалчивая реальный драматизм жизни, снижает цену всех достижений.

Мы желаем Центру,

  • чтобы его экспертная практика соответствовала уровню его собственных руководств по судебной психиатрии,
  • чтобы критика приветствовалась и служила соответствующим разборам,
  • чтобы деятельность Центра соответствовала деятельности Владимира Петровича Сербского – примера сочетания острого критического ума и высокой гражданственности,
  • чтобы объединение трех психиатрических центров служило взаимному профессиональному обогащению.

Президент НПА России Ю.С.Савенко