$title="Отклик на статью профессора Б.Н.Пивень «Новое» в психопатологии»"; $description=""; $pre="18-avtonomov.htm"; $next="20-cron-coop.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
«Новое» в психопатологии, НПЖ, 2009,3
В этой статье удивляет уверенная позиция автора, что феномен дежавю «имеет эпилептическую (органическую) природу» и, как продолжает автор «нет необходимости перечислять учебники и руководства, содержащие эту аксиому» (с. 67). Не берусь утверждать, что все, но многие учебники традиционно отражали позиции психиатрических школ, к которой принадлежали их авторы и всегда содержали ряд мягко говоря «неточностей». Однако трудно найти современное руководство, в котором бы феномен дежавю категорически относился бы только к «органическим» или «эпилептическим» симптомам.
Симптом déjà vu описан еще в 1845 году (цит. по А.С. Шмарьяну, 1940, с. 146) и с того времени в литературе были определены схожие феномены: déjà éprouvé (уже испытанное), déjà vесu (уже пережитое), déjà fait (уже случившееся), déjà pense (уже думанное), déjà voulu (уже когда-то бывшее желанным), déjà éntendre (уже слышанное), déjà raconté (уже рассказано), jamais vu (никогда не виденное), jamais éprouvé (никогда не испытанного), jamais éntendre (никогда не слышанное). Уже Жане «феномены déjà vu и деперсонализации отнес к однородной группе» (цит. по А.С. Шмарьяну, 1940, с. 147). Явления déjà vu наряду с другими психическими расстройствами (деперсонализационными, психосензорными, галлюцинаторными, сновидными расстройствами сознания) описывались и при эпилепсии, и при функциональных психических заболеваниях. Еще в 1949 г А.С.Шмарьян на основании данных литературы и собственных наблюдений писал, что при шизофрении переживания «уже виденного» «теснейшим образом переплетаются с параноидными построениями», «при параноидной шизофрении могут быть постоянным явлением» (с. 235). Феномены типа дежавю выявляются у 92 % пациентов беспокойного отделения психиатрического стационара, страдающих различными психическими болезнями, включая эндогенные психозы (Brauer R., Harrow M., Tucker G.J., 1970). Реже они выявляются при популяционных расспросах: у 5,9 % отвечающих на опросник студентов, причем достоверно чаще у юношей, предрасположенных к деперсонализационным эпизодам (Myers D.H., Grant J., 1972). При психических нарушениях пограничного уровня (преимущественно эндогенных аффективных) выявляется синтропия явлений типа дежавю и функциональных вегетативных расстройств, которые возникали незадолго или одновременно с манифестацией вегетодисфункции (Киреева И.П., 1989). И в последнем отечественном руководстве по психиатрии явления déjà vu рассматриваются как дереализационные, отмечается нередкое возникновение явлений дереализации в структуре сложных депрессивных и других синдромов (Тиганов А. С., 1999).
Киреева И.П. Психопатологические состояния, скрытые под маской вегетососудистой дистонии (в первичном звене здравоохранения у пациентов юношеского возраста): Автореф. дис. …канд. мед. наук. – М., 1989.- 27 с.
Тиганов А. С. Деперсонализационный синдром.// Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т. 1/Под ред. А.С.Тиганова. – М.: Медицина, 1999. – С. 34-36.
Шмарьян А.С. Психопатологические синдромы при поражениях височных долей мозга. – М.: Наркомздрав РСФСР. Государственный центральный научно-исследовательский институт психиатрии им. В.В.Крамера.- 1940.- 200 с.
Шмарьян А.С. Мозговая патология и психиатрия. – М.: Медгиз.- 1949.- 352 с.
Brauer R., Harrow M., Tucker G.J. Depersonalization phenomena in psychiatric patients //Brit. J. Psychiatry.- 1970.- Vol.117, N 540. – P.509-515.
Myers D.H., Grant J. A study of depersonalization in students//Brit. J. Psychiatry.- 1972.- Vol.121, N 560. – P.59-69.
Ассоциация детских психиатров и психологов
Доцент, к.м.н. Киреева Ирина Петровна
Вряд ли может быть конструктивной дискуссия с оппонентом, который, доказывая что-либо, цитирует самого себя, как это делает И.П.Киреева. Тем не менее:
1. В своем комментарии клинического разбора В.Г.Остроглазова и О.В.Мещериной я писал о четко обозначаемом в литературе феномене «дежавю», а не о каких-то безразмерных, «резиновых» состояниях, именуемых то как «дереализация», то «деперсонализация», со включением в них всей известной в психиатрии симптоматики – тех же дежавю, бредовых построений, депрессивных переживаний и т.п., наблюдаемых, как справедливо отмечает И.П.Киреева, при самых разных формах психических заболеваний, а также непонятных явлениях типа «вегетодисфункции».
2. На мой взгляд, автор реплики так увлеклась составлением лекции на тему истории понятия «дежавю», что не увидела сути моего комментария к названному клиническому разбору. А суть заключалась в том, что проводившие клинический разбор совершенно не приняли во внимание очевидного – наличия у разбираемого пациента, помимо процессуального заболевания, органического поражения головного мозга. Скорее всего последнее и вызывало у него феномены «дежавю».
3. Под репликой стоит подпись – Ассоциация детских психиатров и психологов и потом подпись Киреевой И.П. В этой связи у меня возник вопрос. А что, так считает вся ассоциация или только Ирина Петровна?