$title="Письмо В.В.Путину по поводу создания Службы защиты прав пациентов"; $description=""; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
НПА России заручилась поддержкой Российского общества психиатров и Общероссийской общественной организации "Новые возможности» и направила письмо в адрес председателя Правительства В.В.Путина с протестом против выхолащивания идеи защиты прав пациентов психиатрических стационаров.
Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
18 ноября 2005 г. по поручению XIV съезда психиатров России руководители трех общественных организаций – Российского общества психиатров, Независимой психиатрической ассоциации России и Общероссийской организации инвалидов вследствие психических расстройств и их родственников «Новые возможности» – обратились к Вам с просьбой разработать комплекс мер, направленных на реализацию Статьи 38 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и создать предусмотренную этой статьей Службу защиты прав пациентов при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Это обращение было передано Вам Уполномоченным по правам человека в РФ В. П. Лукиным на ежегодной встрече 10 декабря 2005 г., после чего Вы дали поручение Правительству от 10.12.2005 № Пр-2061 о проработке данного вопроса, создании Службы и обеспечении ее финансирования с 2006 года.
Во исполнение Вашего поручения была проведена огромная работа со всеми заинтересованными ведомствами: разработан и согласован проект Указа Президента Российской Федерации «О проведении эксперимента по созданию независимой системы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, и внесении изменений в Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» и Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»; разработано Положение о деятельности Бюро (ранее – Служба) по защите прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, при Уполномоченном по правам человека в РФ; подготовлено финансово-экономическое обоснование проекта Указа Президента о проведении эксперимента по созданию независимой системы защиты прав пациентов.
Предполагалось проведение двухлетнего эксперимента по созданию и функционированию Бюро по защите прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, в трех федеральных округах с последующим подведением итогов и принятием специального закона о Службе или внесением изменений и дополнений в Законы о психиатрической помощи и об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Однако жесткая и бескомпромиссная позиция Министерства финансов РФ, отказавшегося выделить средства на пилотный проект, не позволила приступить к осуществлению эксперимента.
2 февраля 2011 г. Независимая психиатрическая ассоциация России обратилась с письмом в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой принять меры прокурорского реагирования по факту неисполнения ст. 38 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и бездействия в этой связи федеральных органов исполнительной власти, и Генеральная прокуратура подготовила соответствующую информацию в Правительство Российской Федерации о необходимости принятия мер по исполнению ст. 38 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Реакция Правительства оказалась неожиданной. Минздравсоцразвития России разработал законопроект «О внесении изменений в статью 38 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предлагающий вообще отменить создание Службы защиты прав пациентов и возложить все обязанности по защите прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации без всякого организационно-финансового обеспечения этой меры.
Такой подход целиком выхолащивает саму идею Службы, поскольку ее представители должны разрешать поступающие жалобы пациентов, в первую очередь, с администрацией психиатрического учреждения, и должны посещать эти учреждения на постоянной основе (а лучше – находиться в них постоянно), чтобы обеспечить свою доступность для пациентов и немедленную реакцию на поступающие жалобы и обращения. ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» позволяет Уполномоченному осуществлять правозащитную деятельность в отношении пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, однако задачи, которые ставятся перед службой в действующей редакции ст. 38, а также концепция, из которой исходил законодатель при формулировании этой нормы, не могут быть реализованы силами Уполномоченного, особенно если учесть, что Уполномоченный в Российской Федерации не имеет своих представителей в регионах страны.
Между тем, создание независимой от органов здравоохранения Службы защиты прав пациентов продолжает оставаться актуальным в связи с имеющими место нарушениями прав пациентов психиатрических стационаров. В ряде учреждений пациентам отказывают в предусмотренном ст. 9 Закона и ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ранее ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) праве на получение информации о состоянии их психического здоровья, в т. ч. копий медицинских документов. Нередко пациентам не сообщаются и не разъясняются основания помещения в стационар; имеют случаи фальсификации согласия пациента на госпитализацию и лечение. Нуждается в защите и право пациента на справедливое судебное разбирательство вопроса о правомерности его недобровольной госпитализации, с тем, чтобы исключить необоснованное лишение возможности участия в судебном заседании, отказы судов выезжать в стационар по месту пребывания пациента, выдачу решений судов только одной стороне процесса – психиатрическому стационару. Вследствие неисполнения Решения Европейского суда по правам человека по делу «Ракевич против России» (2003 г.) пациенты по-прежнему лишены права самим инициировать судебную процедуру проверки их недобровольной госпитализации.
Создание Службы защиты прав пациентов должно обеспечить соблюдение и других прав пациентов, предусмотренных Законом и Основами, в частности право подавать без цензуры жалобы и заявления в органы власти, прокуратуру, суд и адвокату, с тем, чтобы исключить перлюстрацию таких обращений и обеспечить безусловное направление их адресату. Нуждается в защите и право пациентов психиатрических стационаров видеться с адвокатами и иными избранными ими самими представителями; принимать представителей правозащитных организаций, в т.ч. профессиональных общественных организаций врачей-психиатров, осуществляющих свои функции в соответствии со ст. 46 Закона о психиатрической помощи. Требуется исключить случаи отказов администрации психиатрических учреждений принимать жалобы и заявления от представителей пациентов, оформивших свое представительство в соответствии со ст. 7 Закона.
Особенно серьезной защиты требуют права пациентов, совершивших уголовно наказуемое деяние, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с признанием их невменяемыми, и проходящих принудительное лечение в стационарах специализированного типа, поскольку сроки лечения в таких стационарах достигают нескольких, а порой и нескольких десятков лет, а условия пребывания часто не отвечают установленным стандартам. Нередко пациенты находятся в состоянии полной неопределенности относительно сроков своей выписки, в то же время имеют место случаи, когда суды рассматривают вопрос о продлении или изменении принудительной меры медицинского характера в отсутствии в судебном заседании самих пациентов.В ноябре 2011 г. была сделана попытка распространить Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" на эти стационары, однако она была отвергнута Государственной Думой РФ. Таким образом, в самом актуальном для контроля месте – закрытых психиатрических учреждениях – пресекается и общественный, и вневедомственный государственный контроль за соблюдением закона.Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что создание Службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, продолжает оставаться совершенно необходимым, и внесенный в Правительство РФ законопроект является неприемлемым. Он нуждается в доработке и представлении на обсуждение специалистов в пакете с законопроектом о внесении изменений в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Просим Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, не допустить выхолащивания закона о психиатрической помощи в части защиты прав пациентов и довести до конца большую работу, выполненную согласно Вашему распоряжению от 10.12.2005 г.
Председатель Правления Российского общества психиатров Н. Г. Незнанов
Президент Независимой психиатрической ассоциации России Ю. С. Савенко
Председатель Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их родственников «Новые возможности» Н. Б. Левина
10.02.2012 г.