$title="Пастырь – психиатр – психотерапевт"; $description=""; $pre="15-socpsy.htm"; $next="17-polit.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Религиозный опыт и психопатологические расстройства – две особые формы организации психики. Их сближает своеобразие актуальных переживаний и возможность (если не неизбежность) последующих изменений личности. Но направленность этих преобразований различна: в вере это духовное восхождение, при психической болезни – обеднение, опустошение душевных процессов. Уловить, показать, убедительно доказать это различие не всегда бывает легко. Вот почему проблема "психиатрия и религия" постоянно привлекает к себе внимание как специалистов, так и общества.
Личность митрополита Антония Суржского, иерарха Русской православной церкви, возглавляющего ее приход в Лондоне, хорошо известна каждому просвещенному россиянину – и верующему, и человеку светского миросозерцания. И для тех, и для других его моральный авторитет был чрезвычайно высок. В нашем специальном медицинском журнале уместно напомнить, что митрополит Антоний (в миру Андрей Борисович Блюм, 1914 – 2003) по светскому образованию – врач, имевший многообразный клинический опыт – хирургическую практику, общение с психически больными, но главное – во всех сторонах своей деятельности, и пастырских, и медицинских, – проявлявший ни с чем несравнимый, духовно созидательный, целебный психотерапевтический дар. Его труды (проповеди, выступления, доклады, собственно печатных работ он после себя не оставил), собранные и опубликованные для российского читателя, в первую очередь благодаря усилиям Е. Л. Майданович, уже составляют два тома, каждый из которых насчитывает более тысячи страниц.
Другой формой приобщения к наследию митрополита Антония Суржского стали международные конференции. Настоящая, состоявшаяся в сентябре 2011 года, – третья. Она продолжалась три полных дня, собрала около 300 человек – россиян, москвичей и представителей других регионов, граждан стран СНГ и Западной Европы. Среди прибывших из дальнего зарубежья было особенно много тех, кого с митрополитом Антонием связывали личные отношения. Все три конференции проходили в Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына. По нашему мнению, эти встречи, уже ставшие традиционными, свидетельствуют о глубинном духовном единстве России значительно более содержательно и возвышенно, чем некоторые другие акции, провозглашающие такие же принципы.
Конференция включала в себя не только доклады, но и видеоматериалы о Владыке, которые, будучи подобраны одним из организаторов конференции кандидатом биологических наук Е. Ю. Садовниковой, по особому усиливали атмосферу духовного поиска, подсказывали направление дальнейших размышлений, формулировок вопросов и ответов. Впервые были проведены дискуссионные группы, всего 9, каждая из которых собрала от 10-12 до 35-40 участников. Укажем лишь наиболее близкие по тематике к медицине: "Духовное совладение" (ведущий группы – известный психолог профессор Ф. Е. Василюк), "Церковная ограда и современная медицина" (ведущий – священник и врач-хирург (путь митрополита Антония! – Б. В.) Михаил Геронимус), "Пережить горе" (ведущая – Фредерика де Грааф – рефлексотерапевт Первого московского хосписа), "Вера и болезнь: психиатрические и психотерапевтические аспекты" (ведущий – автор этих строк).
Если на первых двух конференциях в определенной мере преобладали мемориальные мотивы, то доклады нынешней конференции были посвящены актуальным, сложным, острым вопросам церковной и мирской жизни, проблемам психического здоровья, некоторым феноменам культуры как составляющим духовного бытия человека.
Нет никакой возможности представить обзор докладов, их было более 20. Но следует отметить некоторые значимые для психиатра и психотерапевта положения, с разными акцентами прозвучавшие во многих докладах. В жизни Церкви, в общении с Богом – литургическом или личномолитвенном сосуществуют начала сакральное и профанное, и в этом соединении всегда содержится непостижимая для человека тайна. Вера – это переживание встречи с Богом, а не идеологическая программа, не нравственный кодекс.
Поэтому любая попытка приспособить христианство к мирским, к социальным потребностям для него губительна. И вместе с тем христианину не следует уклоняться от вопросов, выдвигаемых временем, должно стремиться оцерковлять и мирскую жизнь, то есть делать любое дело для Бога (при этом осознавая, что путь к нему лежит через помощь ближнему, а ближний – это тот, кому трудно, плохо), хотя это не совсем гарантирует земное счастье и покой. Христианство не индивидуалистично, каждый верующий человек – член Церкви, человеческого сообщества.
Прозвучавшие на конференции размышления Б. А. Воскресенского на тему: "Душевнобольной в Церкви и в обществе" публикуются в настоящем номере журнала.
Конференция получила высокую оценку большинства участников. Следующую планируется провести, соблюдая установившийся ритм, через 2 года. По материалам III конференции в ближайшем будущем предполагается выпустить сборник. Материалы I конференции увидели свет в 2008 году, доклады II конференции также готовятся к печати.
В промежутках между конференциями в "Русском зарубежье" проводятся семинары по проблемам, над которыми размышлял митрополит Антоний. На них затрагиваются и вопросы педагогики, психологии, психогигиены, психотерапии. Периодичность семинаров – 1 раз в 2-3 месяца. Вход свободный.
Б.А. Воскресенский