$title="XV Всемирный конгресс по психиатрии"; $description=""; $pre="13-psoc20.htm"; $next="15-sluspb.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
18-22 сентября в Буэнос-Айресе, 12-миллионном мегаполисе, состоялся XV конгресс ВПА. Приехавших встречал бой барабанов и раздача антипсихиатрических листовок. Несмотря на регистрационный взнос в 500 долларов, число участников стало рекордным – 14 тысяч 13 чел. Из-за нелепой организации несколько дней стояла огромная очередь зарегистрировавшихся по интернету. На церемонии открытия исполнялись ошеломительные аргентинские танго. Несмотря на огромное расстояние – на противоположной стороне и полушарии земли – мы встретили более 20 российских коллег, даже томичей, и даже на Генеральной Ассамблее представлять Казахстанскую и Кыргызскую ассоциации уполномочены были российские коллеги. Наша маленькая гостиница оказалась рядом с памятником Дон Кихоту.
Тема конгресса была определена, как «Всемирная психиатрия 2011: Наше наследие и наше будущее». Научная программа освещала наиболее значительные достижения психиатрии, выдержавшие испытание временем, современное состояние науки и ее наиболее многообещающие тенденции. На протяжении основных четырех дней конгресса с 9 до 20 часов в 16 аудиториях одновременно проходили различные лекции, симпозиумы, семинары и сессии. Официальным языком конгресса был английский, но ряд научных симпозиумов проводились на испанском и португальском языках.
В преддверии очередного пересмотра МКБ и DSM N. Sartorius (Швейцария) посвятил свою лекцию прошлому и будущему диагностических систем в психиатрии. Среди основных трудностей, возникающих перед составителями классификаций, докладчик отметил: 1) выбор осей для построения классификации; 2) обеспечение международной универсальности использования; 3) учет широкого круга интересов (медицинских администраторов, страховых и фармакологических компаний, исследователей и практических врачей). В заключении N. Sartorius подчеркнул, что качественный пересмотр классификации должен являться приоритетной задачей для ВПА, так как новые версии классификаций на много лет вперед будут определять не только направление научных исследований, терапии и профессионального обучения, но и имидж психиатрии как отрасли медицины в целом.
Свой доклад на симпозиуме по правам человека при оказании психиатрической помощи N. Sartorius посвятил обзору законодательства, защищающего людей с психическими расстройствами, и возникающем при этом конфликте моральных, этических, правовых, традиционных и религиозных подходов. D.Moussaoui (Марокко) сообщил, что в Индонезии, Индии и Южной Сахаре до сих пор заковывают психически больных, но был оспорен указанием на то, что такой образ действий в тамошних условиях является неизбежным злом. N.Stotland (США) рассказала о том, что в ее стране возможности оказания недобровольной амбулаторной и стационарной психиатрической помощи настолько невелики, что люди с психическими расстройствами получают полноценное психиатрическое лечение только, находясь в заключении. До 80% обитателей пенитенциарной системы – это люли с психическими расстройствами, а самая крупная психиатрическая больница США в Лос-Анжелесе – это тюремная больница. Когда кончается срок заключения, человек выходит на волю и тут же лишается возможности лечиться. В результате у него возникает обострение заболевания, и он вновь попадает в поле зрения правоохранительных органов в связи с неадекватным поведением. Проблема эта существует уже много лет, однако к настоящему времени достигла такого уровня, что требует немедленных действий. Американское правительство видит ее решение в обучении полицейских распознаванию людей с психическими расстройствами и передаче их специально созданным судам для решения вопроса о принудительном лечении вне рамок пенитенциарной системы.
H. Katschnig (Австрия) в ходе своего выступления вновь поднял тему «кризиса психиатрии» и ее будущего, указав на основные угрозы (сомнительная валидность классификаций; часто противоречащие друг другу результаты фармакологических исследований; конкуренция с другими специалистами, работающими в сфере психического здоровья; недовольство и критика со стороны пациентов; негативное общественное мнение о психиатрии), которые способны «уничтожить психиатрию» как самостоятельную отрасль медицины.
На симпозиуме, посвященном имиджу психиатрии в обществе и путям привлечения студентов-выпускников в специальность S. Hollins (Великобритания) сообщила о результатах 3-летней компании, проводимой Королевским обществом психиатров. Увеличить количество студентов медиков, желающих выбрать психиатрию своей специальностью, удалось за счет проведения публичных лекций-дебатов, представляющих психиатрию современной медицинской дисциплиной, не только научной, использующей последние технические диагностические новинки, но и социально ориентированной. По опросам, проведенным среди студентов медиков, расширение объема учебной программы за счет изучения психологических и психотерапевтических аспектов психиатрии также будет способствовать привлечению в специальность.
Целый ряд симпозиумов был посвящен биологическим основам психических расстройств, достижениям генетики и нейронаук.
В лекции о генетических исследованиях в психиатрии P. McGuffin (Великобритания) отметил всю сложность и неоднозначность получаемых результатов. Если к настоящему времени идентифицированы точные генетические причины болезни Гентингтона и рано возникающей болезни Альцгеймера, то в отношении шизофрении и аффективных расстройств выявлены целые многочисленные группы и комбинации генов, каждый из которых в отдельности играет лишь малую роль в наследовании заболевания. Кроме того, было отмечено, что на экспрессию генов огромное влияние оказывают факторы окружающей среды, которые действуют на геном посредством эпигенетических механизмов, изменяя процесс метилирования ДНК и структуру хроматина. В заключении P. McGuffin подчеркнул, что результаты современных фармакогенетических и геномных исследований приближают нас к заветной цели – «персонифицированной медицине», когда каждому пациенту, в зависимости от его индивидуальных особенностей, будет назначаться индивидуальная схема терапии.
Роли сравнительно недавно появившихся нейровизуализационных методов в изучении психозов была посвящена лекция P.McGuire (Великобритания). Благодаря использованию структурной, функциональной и нейрохимической магнитно-резонансной томографии, к настоящему времени известно, что: 1) при шизофрении расширены желудочки мозга; 2) при психозе наличествует нарушение связей в префронтальной коре; 3) префронтальная дисфункция у психотических пациентов связана с увеличением количества дофамина в стриатуме, а уменьшение количества глутамата в таламусе – с уменьшением объема срединной области височной доли; 4) при слуховых галлюцинациях определяется очаг активации в левой нижней фронтальной области и т.д. Подводя итоги, P.McGuire отметил, что современные нейровизуализационные методы позволяют исключать «органические» причины психических расстройств, дают возможность предсказывать начало заболевания и возникновение психотического приступа, вероятный отклик на терапию, а также используются при создании и усовершенствовании новых медикаментов.
Помимо биологических подходов к лечению психических расстройств, на конгрессе обсуждались и современные методы психотерапии. K. Shear (США) отметила, что «модель психотерапии из в фильмов Вуди Алена, когда клиент на приеме у психотерапевта лежит на кушетке и часами говорит о своей матери и несчастном детстве, потеряла свою актуальность. Человек, обратившийся за психотерапевтической помощью в наши дни, может рассчитывать на то, что ему предложат краткосрочную, ориентированную на конкретную цель, научно обоснованную и эффективную программу, в ходе которой он будет общаться с психотерапевтом, сидя на стуле». K. Shear напомнила, что на сегодняшний день эффективность лишь когнитивно-бихевиоральной терапии имеет внушительную доказательную базу, основанную на многочисленных клинических исследованиях. Представитель традиционной психодинамической школы P. Fonagy (Великобритания) напомнил, что в основе многих современных психотерапевтических подходов, лежат пусть значительно переработанные и дополненные, но все же психоаналитические теории, и рассказал о ряде последних нейроисследований, подтверждающих эффективность психодинамической психотерапии. Тем не менее, P. Fonagy отметил, что для психоаналитиков пришло время пересмотреть не только основные терапевтические стратегии, но и клиническую модель, в рамках которой оказывается помощь.
Различные секционные заседания были посвящены актуальным социальным вопросам взаимоотношения современной психиатрии с этикой, правами человека, экологией, глобализацией, миграцией, экономикой, религией, духовностью, гениальностью и искусством.
Интригующим оказался семинар, на котором D. Marazziti (Италия) представила результаты нейробиологического исследования чувства влюбленности. Докладчик провела параллели между обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) и чувством влюбленности, которое возникает внезапно, характеризуется изменением психического состояния с появлением навязчивой мысли об объекте влюбленности и настойчивым специфическим поведением со стремлением вызвать ответное чувство. В исследовании уровень серотонинового обмена влюбленных оказался ближе к таковому у пациентов с ОКР, и отличался от показателей невлюбленной контрольной группы. Также у обследованных влюбленных мужчин отмечался повышенный уровень «гормона стресса» – кортизола и пониженный уровень тестостерона. Когда же чувство влюбленности проходило или сменялось более глубоким чувством привязанности, нейрохимические отклонения приходили в норму.
Состоялась встреча членов движения «Философия и психиатрия». Характерно, что на лекции Otto Doerr (Чили) «Экзистенциалистское и феноменологическое введение в психиатрию» зал был буквально забит молодыми психиатрами, они сидели и стояли во всех проходах.
В рамках Конгресса 21 сентября состоялась Генеральная Ассамблея Всемирной психиатрической ассоциации. Это всегда центральное событие таких конгрессов, поскольку на ней определяются новые лидеры Ассоциации, которые будут в течение трех последующих лет определять политику и конкретные формы деятельности ВПА. На Генеральной Ассамблее присутствовали представители 55 членов-обществ, что было достаточно для того, чтобы сделать ее решения легитимными: по Уставу ВПА кворум равен одной трети обществ-членов, а на момент проведения Генеральной ассамблеи в ВПА было 134 общества-члена, 135-м стала психиатрическая ассоциация Камбоджи, которая была принята большинством голосов. Выборы новых руководителей ВПА осуществляются тайным голосованием в соответствии с количество голосов, которые имеет каждое общество. И здесь в более выгодном положении оказываются те страны, которые имеют больше одного общества, поскольку максимальное число голосов, которое может иметь одно общество составляет 40 (независимо от количества членов). В результате, США и Великобритания, которые имеют многотысячные ассоциации психиатров, имеют по 40 голосов, а Индия, где психиатрическая помощь пока не на очень высоком уровне – 41, поскольку ее представляют два психиатрических обществ, имеющие, соответственно 29 и 12 голосов, Италия, в которой членами ВПА также являются два общества, – 47 голосов. Россия на этом конгрессе имела 19 голосов (11 у РОП и 8 у НПА), что уже делает страну заметным игроком на этой арене.
Зональным представителем от 10-й зоны, куда входят Россия, Украина, Казахстан, и другие страны бывшего СССР, кроме Прибалтики, стал Петр Морозов, у которого не было конкурентов в борьбе за этот пост. Наш бывший зональный представитель Армен Согоян из Армении сражался за пост секретаря по издательской деятельности с Мишель Риба из США, и хотя за него проголосовало большое количество обществ-членов, ему не хватило голосов, чтобы обойти свою более опытную конкурентку. Его заслуги были отмечены принятием его в почетные члены ВПА, а результатами его деятельности могут пользовать психиатры всего региона – это русскоязычная версия журнала «Всемирная психиатрия», которая с 2008 года публикуется на сайте ВПА, а на Конгрессе распространялось первое печатное издание журнала. Важно, чтобы эта деятельность по приобщению русскоязычных психиатров к последним достижениям мировой психиатрии не пресеклась, и перевод журнала был продолжен.
Почетными членами ВПА стали также проф. Валерий Краснов и Майя Кулыгина. Это признание их выдающейся заслуги в организации первого за всю историю существования ВПА регионального конгресса этой организации в Санкт-Петербурге летом этого года.
Одним из важнейших изменений в устав ВПА был вопрос о сроке, в течение которого бывшие президенты остаются членами Исполкома и сохраняют свои привилегии (в первую очередь, бесплатное участие в Конгрессах). Комитет по изменению Устава, который обсуждал предлагаемые поправки на предыдущих региональных Конгрессах ВПА, предлагал сократить этот срок до 15 лет (ранее никаких ограничений не было, полномочия и привилегии сохранялись пожизненно), однако некоторые радикально настроенные делегаты Ассамблеи предложили ограничить его двумя выборными периодами, т.е. 6 годами. Это предложение получило поддержку большинства делегатов и было принято.
Президент ВПА Марио Май сделал впечатляющий доклад о деятельности ВПА за последние три года, продемонстрировав, что даже при ограниченной поддержке фармакофирм можно привлечь значительное количество средств на деятельность по охране психического здоровья. Его трехлетний план на 2008-2011 годы был реализован даже в больших масштабах, поскольку ему удалось обеспечить его финансирование в большем объеме, чем планировалось. Журнал «Всемирная психиатрия» занял 9-ю позицию в списке наиболее влиятельных психиатрических журналов мира и в нем был опубликован целый ряд программных статей, которые имеют принципиальнее значение для развития деятельности ВПА. Это: «Совместное изучение ВПА и ВОЗ отношения психиатров к классификации психических расстройств», «Руководящие принципы ВПА по организации общественно-ориентированной психиатрической помощи», «Как избежать стигматизации психиатрии и психиатров» и т.п. Все они доступны теперь на русском языке, достаточно лишь открыть сайт ВПА и найти там русскозычную версию журнала. Доклад проф. Марио Мая закончился овацией делегатов, которые таким образом оценили его выдающуюся деятельность на посту президента. Новый президент ВПА Педро Руис из США в своем выступлении отметил, что собирается продолжать основные направления деятельности Марио Мая.
Основная интрига выборов как всегда касалась борьбы за пост president-elect, который определяет действующего президента через три года. Претендентами были Хелен Херман из Австралии и Динеш Бхугра из Великобритании. Накануне Генеральной ассамблеи австралийское посольство в Буэнос-Айресе устроило роскошный прием в честь своего кандидата. Так что на стороне Херманн была и гендерная составляющая и могучая поддержка страны. В результате, она была очень близка в победе, и все же ей не хватило голосов: 506 против 529. Избран был проф. Динеш Бхугра, работающий в Институте психиатрии Королевского колледжа Лондона.
Особый интерес представлял доклад секретаря по финансовой деятельности ВПА проф. Акиямы из Японии. Он сообщил присутствующим, что на сегодняшний день на счету ВПА аккумулировано один миллион триста тысяч долларов США, что покрывает расходы на деятельность ВПА в течение двух лет, поскольку ее годовой бюджет составляет примерно 600000 долларов. Вопрос о том, является ли такое аккумулирование средств целенаправленной политикой ВПА или можно потратить их на расширение поддержки молодых ученых или программ в развивающихся странах, поставил его в тупик, и внятного ответа так и не последовало. Присутствующие узнали, что членские взносы составляют лишь 33% бюджета ВПА, другие 40% – это доходы от проведения Конгрессов. Каждый всемирный конгресс приносит в казну ВПА около 400000 долларов, а региональный – 200000.
Российское участие в научной программе конгресса было представлено двумя симпозиумами, на одном из которых, организованном проф. В.Н.Красновым, говорилось о психосоциальных подходах, повышающих качество оказания психиатрической помощи, а на втором, организованном проф. В.Д.Семке, – о современных исследованиях в области транскультуральной психиатрии, а также докладом от НПА России Ю.С.Савенко и Д.Г.Бартенева на зональной секции (председатель Армен Согоян), посвященной правовым вопросам оказания психиатрической помощи в странах Восточной Европы.
Из вышедших к началу Конгресса книг следует отметить грандиозный том «Психиатрия и религия». Распространялась также «Антология греческой психиатрии» в уже давно начатой серии на английском языке. Вышли антологии испанской и немецкой психиатрии. Досадно, что до сих пор не издана антология российской психиатрии.
Следующий XVI всемирный конгресс по психиатрии состоится 14-18 сентября 2014 года в Мадриде.
Павел Понизовский, Любовь Виноградова