$title="Предложения НПА России по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»"; $description=""; $pre="07-argunova.htm"; $next="09-dossier.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Предложения подготовлены руководителем юридической службы НПА России кандидатом юридических наук Ю.Н.Аргуновой по просьбе Президента Национальной Медицинской Палаты Л.М.Рошаля для комиссионного рассмотрения и обсуждения.
№ п/п | Текст законопроекта | Текст законопроекта с учетом поправки | Пояснения | |||
1. | Статья 13. Соблюдение врачебной тайны 2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. | Статья 13. Соблюдение врачебной тайны 2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, служебных, профессиональных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. | Перечень сведений конфиденциального характера, утв.Указом Президента РФ от 6.03.1997 г., предусматривает помимо служебных сведений также и сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Врачебная тайна связана, прежде всего, с исполнением врачом своих профессиональных обязанностей. Это обстоятельство учитывается в ст.61 действующих Основ. | |||
2. | Статья 19. Право на медицинское вмешательство Пациент имеет право на: 5) получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии своего здоровья и выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья | Статья 19. Право на медицинское вмешательство Пациент имеет право на: 5) получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии своего здоровья, иной информации, предусмотренной ч.1 ст.20 и ч.1 ст.22 настоящего Федерального закона, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья | Пациент должен иметь право на получение информации не только о состоянии своего здоровья, но и о методах лечения (предполагаемого, проводимого), связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также другие сведения, указанные в ст.20 и 22 законопроекта. | |||
3. | 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты прав; | 10) допуск к нему адвоката, иного выбранного им представителя или законного представителя для защиты прав | По аналогии со ст.7 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» представлять интересы дееспособного пациента при оказании ему медицинской помощи может любое выбранное им самим лицо, не обязательно адвокат. | |||
4. | Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства 2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении: 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 4 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3. Гражданин либо один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. | Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства 2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении: 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 4 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю; 3.Гражданин либо один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотре6нных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю. | В законопроекте не учтены нормы Конвенции ООН о правах инвалидов, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г., а также Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R (99)4 «О принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослых». Так, согласно Принципу 22 указанной Рекомендации «в тех случаях, когда совершеннолетнее лицо, находящееся под опекой, фактически обладает способностью дать свободное информированное согласие на конкретное вмешательство в сфере здоровья, такое вмешательство может осуществляться только на основе его согласия». С учетом указанных международно-правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27 февраля 2009 г. № 4-П, Федеральным законом от 6 апреля.2011 г. № 67-ФЗ надлежащие изменения были внесены в ст.4,11,12,23 и 28 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Дифференцированное правовое регулирование медицинского вмешательства в отношении недееспособных граждан должно быть введено и в базовый закон | |||
Недееспособному пациенту должно быть предоставлено право получать у медицинских работников информацию о состоянии своего здоровья с учетом возможности лица воспринять такую информацию. | ||||||
5. | Статья 22. Информация о состоянии здоровья 2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных недееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. | Статья 22. Информация о состоянии здоровья 2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, если по своему состоянию они не способны выразить свою волю, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. | ||||
6. | Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы 1. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. 2. Порядок проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. | Статья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы 1. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, экспертами в соответствии с нормами процессуального законодательства и законодательства о судебно-экспертной деятельности. 2. Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия. 3. Порядок организации проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 4. Действия экспертного учреждения или эксперта, проводившего экспертизу, которые привели к нарушению прав и свобод граждан, могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. | В соответствии с нормами УПК и ГПК РФ, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ (постановление от 21.12.2010 г. № 28) производство СМЭ и СПЭ может быть поручено не только: а) медицинским и б) государственным организациям. Экспертами могут выступать работники не только судебно-экспертных организаций, но и НИИ, вузов и др. Порядок назначения и производства экспертизы установлен в первую очередь процессуальным законодательством и плюс к нему ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», т.е. законодательным органом. Федеральный орган исполнительной власти вправе лишь определять организацию проведения СМЭ и СПЭ (см.,например,Инструкцию,утв.приказом Минздравсоцразвития от 30 мая 2005 г. № 370), а также порядок определения степени тяжести вреда , причиненного здоровью. В ст.62 законопроекта не вошла важная норма, предусмотренная ч.3 ст.52 действующих Основ о праве граждан ходатайствовать перед органом, назначившим СМЭ или СПЭ, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия. Данная норма, несмотря на сопротивление государственных экспертных учреждений, применяется и позволяет обеспечить объективность, полноту и всесторонность экспертных заключений. Следовало бы также предусмотреть в этой статье возможность обжалования в суд действий экспертов, нарушающих права и свободы граждан (участников процесса). | |||
7. | Статья 71. Клятва врача
2. Клятва врача дается в торжественной обстановке. | Статья 71. Клятва врача 2. Клятва врача дается в торжественной обстановке. 3. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации | В ст.71 законопроекта не включена норма, которая имеется в ст.60 действующих Основ, об ответственности врача за нарушение данной им клятвы. Авторам законопроекта следовало бы не исключать эту норму, а развить механизм ее реализации: предусмотреть процедуру принятия решения о нарушении клятвы врача, а также этические и правовые последствия для врача, ее нарушившего. | |||
8. | Статья 76. Общественные объединения, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками 1. В целях реализации и защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с деятельностью медицинских и фармацевтических работников, медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание на добровольной основе общественных объединений, которые могут формироваться в соответствии с критериями: 1) принадлежности к профессии (общественные объединения врачей, медицинских сестер, провизоров, фармацевтов); 2) принадлежности к одной врачебной специальности; 3) принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам. 2. Медицинские и фармацевтические общественные объединения могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил. 3. Медицинские и фармацевтические общественные объединения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут принимать участие в: 1) разработке порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в аттестации медицинских и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий; 2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования. 4. Медицинские и фармацевтические общественные объединения разрабатывают клинические протоколы лечения и методические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи. 5. Медицинские и фармацевтические общественные объединения могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке в целях координации своей деятельности добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих объединений.
| Статья 76. Общественные объединения, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками 1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников. 2. Общественные объединения, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками, принимают участие: 1) в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм; 2) в разработке норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан; 3) в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий; 4) в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования; 5) в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 3. Медицинские и фармацевтические общественные объединения вправе вносить предложения в органы государственной власти по вопросам, касающимся уставной деятельности общественных объединений. 4. Медицинские и фармацевтические общественные объединения могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий. 5. Общественные объединения, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
| Специалисты НПА России считают редакцию ст.76 законопроекта менее удачной по сравнению с редакцией ст.62 действующих Основ. Статья 76 законопроекта не должна начинаться с указания целей создания объединений. Так же, как это записано в ст.62 действующих Основ, следует вначале указать о праве работников данных категорий на общественные объединения, которое гарантировано ст.30 Конституции РФ. Нецелесообразным представляется выделение критериев формирования таких объединений и тем более исчерпывающий характер перечня критериев. Эти критерии можно также назвать несостоятельными, поскольку они не допускают членства в объединениях представителей других профессий, немедицинских специальностей. Так, членами НПА России согласно её Уставу могут быть психологи, социологи, юристы и другие специалисты, чья деятельность связана с вопросами психиатрии и правами лиц с психическими расстройствами. Статья 76 законопроекта должна полнее отражать место общественных объединений в жизни общества, учитывать неизменный тезис, формулируемый в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ о необходимости более широкого привлечения общественных объединений к законотворческой деятельности. Так, еще в 2008 г. перед Федеральным Собранием РФ Президентом была поставлена задача «предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций». Было бы полезным, как указал Президент, «их обязательное участие в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы – свободы человека, вопросы здоровья и вопросы собственности». Были даны поручения о внесении соответствующих изменений в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации («Российская газета», 2008, 6 ноября). |