$title="Первая всероссийская конференция Национальной медицинской палаты"; $description=""; $pre="deinst_forum.htm"; $next="perm_chro.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
С 1 по 3 октября 2010 года в Камерном зале Московского международного дома музыки прошла Первая Всероссийская конференция «Саморегулирование профессиональной медицинской деятельности. Улучшение качества оказания медицинской помощи населению России. Защита интересов медицинских работников».
Свыше 500 представителей медицинской общественности из 68 регионов России, профессионального союза отрасли, властных структур и «Лиги защиты пациентов» России приняли участие в работе конференции, организованной Национальной медицинской палатой (НМП) и Профсоюзом работников здравоохранения РФ. В обсуждении заявленных на конференции вопросов приняли участие представители зарубежных медицинских ассоциаций и врачебных палат из США, Франции, Германии, Швеции, Нидерландов, Польши, Бельгии и Японии. Присутствовали несколько депутатов Госдумы, с докладом по проблеме саморегулирования выступил В.С.Плескачевский – председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности. Формировать стандарты и контролировать их выполнение должно профессиональное сообщество, а «у нас везде слишком много государства», – отметил он, выделяя наметившиеся проблемы в связи с передачей части государственных функций саморегулируемым организациям. «Саморегулирование в тех областях, куда вмешивается государство, столкнулось с серьезными проблемами», – признал он. Реформирование здравоохранения по версии Минздравсоцразвития в виде отмены лицензирования с 2013 года и будущий уведомительный характер работы медорганизаций вызывают много вопросов». Председатель комитета Госдумы обратил внимание на «кадровый» и «человеческий» факторы, являющиеся ключевыми в модернизации здравоохранения. «Никакое качество оборудования не гарантирует качества услуг, оказываемых населению в клинике. В здравоохранении России осталось 100–200–300 светил-энтузиастов, и разница их квалификации с подготовкой остальных врачей огромна», – сославшись на личный опыт, заявил «пациент со стажем» Виктор Плескачевский. Тем не менее, в его большом докладе опять прозвучала ныне популярная идея, что Россия не будет брать пример с западных стран, а пойдет своим, явно запутанным путем. Минздравсоцразвития России традиционно не принял участия в крупнейшем профессиональном врачебном саммите, тем самым подчеркнув позицию нынешней власти (правительства) к саморегуляции, независимости врачебных корпораций, либерализации законодательства в области здравоохранения. При этом президент НМП Л.М.Рошаль выразил сожаление, что Минздравсоцразвития России проигнорировал конференцию. «Такая позиция министерства была не понятна участникам конференции. Может быть, представители ведомства не пришли потому, что мы работали в субботу и воскресенье?», - предположил директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Наверное, директору крупного НИИ именно его должность не позволила высказаться в адрес чиновников министерства более жестко, что неоднократно делали выступающие. При открытии конференции д-р Рошаль отметил, что менее трети населения России довольны здравоохранением и качеством обслуживания. Между тем в других странах, включая США, Францию, Германию, Швецию, Польшу и Нидерланды, эта цифра составляет более 80 процентов. В ходе работы конференции ее участники имели возможность познакомиться с зарубежным опытом работы аналогичных ассоциаций, гильдий, орденов и палат, решающих вопросы медицинского сообщества, его взаимоотношений с пациентами и государством. «Национальный совет коллегии врачей Франции обладает по законодательству специальным статусом. Врачи обязаны записываться в национальный совет коллегии, чтобы получить возможность заниматься медицинской практикой на французской территории», - рассказал на конференции Ксавье До, вице-президент Национального совета коллегии врачей (Орден врачей) и генеральный секретарь Французской медицинской ассоциации. Национальный совет коллегии врачей работает автономно в части выдачи разрешений на медицинскую практику, а также дисциплинарного воздействия на врачей, совершающих врачебные ошибки. «Федеральная палата врачей Германии объединяет региональные врачебные палаты, - говорит президент Федеральной палаты врачей Германии профессор Йорг-Дитрих Хоппе. - Палата имеет право вырабатывать нормы деятельности, проводить проверку соблюдения этих норм. Государство лишь ведет правовое наблюдение, не вмешиваясь в профессиональную сферу».«Профессиональная автономия означает, что в Голландии врач обязан действовать в интересах пациента. Таковы профессиональные стандарты», - объясняет Президент Королевской голландской медицинской ассоциации профессор Нивенхейзен Крейсман. Масами Исии, член исполнительного совета Японской медицинской ассоциации рассказал, что сотрудники ассоциации, ее члены и секретариат остаются независимыми от правительства. Подобная независимость в финансовых и в кадровых вопросах позволяет достичь профессиональной автономности, реализуя выверенную политику в области здравоохранения. В США в каждом штате существует консультативный комитет, состоящий из врачей-специалистов в различных областях. Кроме того, распространены медицинские советы, созданные для каждой специальности – у анестезиологии свое объединение, у урологии – свое, кардиологи также выделены в отдельную организацию. Все они имеют статус неправительственных. Например, в состав национальной комиссии по анестезиологии входят анестезиологи, представляющие даже самые дальние уголки Америки, они участвуют в обсуждении стандартов, обязательных для исполнения всеми анестезиологами страны, устанавливают обязательные стандарты для всех медицинских программ. Например, установлено, что каждому врачу один раз в 10 лет необходимо сдавать экзамены по программе непрерывного медицинского образования.
Подавляющее большинство представителей российского медицинского сообщества заявили, что законопроекты об обязательном медицинском страховании, о страховании профессиональной ответственности и об основах охраны здоровья граждан России нуждаются в доработке, а то и полной переработке или даже отмене. Почти 80% опрошенных делегатов конференции считают, что в эти законопроекты нужно внести изменения. «Думаю, что у нас есть хроническая российская ошибка, что разработчики законов не советуются с представителями гражданского общества», - высказал общее мнение Л.М.Рошаль, подводя итоги опроса. 93% опрошенных считают нововведения в здравоохранении необходимыми. 30% опрошенных считают, что законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» не до конца продуман и проработан, а также не направлен на расширение бесплатной медпомощи. В отношении обязательного медицинского страхования негативных оценок в три раза больше, чем позитивных. По поводу законопроекта, касающегося страхования ответственности медучреждения перед пациентом, были высказаны мнения, что он больше нацелен на удовлетворение потребностей страховых компаний и не отвечает всему массиву поступающих жалоб, касается только случаев наступления смерти или причинения инвалидности. Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ М. Кузьменко поддержал Л.Рошаля, отметив необходимость «сначала направлять законопроекты на обсуждение общественности, чтобы медики сами понимали, что от них требуется». «И действительно, удивляет то, что мы пришли на общественные слушания, которые были неделю назад в Общественной палате, и когда мы начали обсуждать проект закона, то они говорят: «Вы можете не рассматривать, потому что мы его заново изменили». Как дальше к этому подходить? Как только начинает выступать общественность, они говорят: «Вы, конечно, можете поговорить, но он опять будет новый». До какой степени он будет новый? Поэтому надо и профсоюзам, и Национальной медицинской палате в первую очередь заняться новыми проектами законов, касающихся здравоохранения», - подчеркнул Кузьменко. Профсоюзный деятель также высказал мнение, что «закон только тогда можно строить нормально, когда у государства будет концепция развития здравоохранения». «Мы до сих пор не знаем, что мы строим. Частное здравоохранение, частно-государственное, государственно-частное? Какое? В Конституции записано «социальное государство». Значит, государство должно быть полностью в ответе. Но пока концепции нет. Поэтому, видимо, и шараханье в этих законах. Нет основы, с которой можно было бы начинать». Его возмущение было поддержано почти всеми делегатами конференции. Было обращено внимание, что сегодня «законопроекты очень быстро проходят обсуждения, очень быстро принимаются и в результате оказываются либо бессмысленными, либо вредящими населению и системе здравоохранения».
На конференции также обсуждалась необходимость совершенствования отечественной системы непрерывного последипломного профессионального медицинского образования, которое участники конференции признали в России неудовлетворительным. Оно должно быть приведено в соответствие с подготовкой врачей в развитых странах. Требуется, как считает конференция, активное внедрение дистанционных методов обучения. Важно все формы медицинского образования сделать бесплатными для медицинского сообщества. Получаемое образование необходимо оценивать с точки зрения качества, современных стандартов образования и системы последипломного образования.
Обсуждалась необходимость участия Национальной медицинской палаты в разработке и принятии на единой методологической основе общероссийских стандартов и протоколов оказания медицинской помощи. В резолюции конференции зафиксирована необходимость создания Кодекса международных правил оказания медицинских услуг, регистрации и ведения реестра медицинских специалистов. Общественный заказ на высокое качество медицинской помощи требует формирования института независимой профессиональной экспертизы, сегодня отсутствующей в России. Экспертиза должна стать элементом системы урегулирования конфликтов при оказании медицинской помощи. НМП хотела бы приступить к созданию независимой профессиональной экспертизы, работающей в тесном контакте с организациями защиты пациентов. Кроме того, предполагается создание службы аккредитованных при Палате адвокатов и юристов, внедрение общественной защиты в судебных слушаниях. Важным элементом будет организация при НМП комиссий по врачебным ошибкам.
На конференции было четко доказано, что сегодня здравоохранение недофинансируется приблизительно в два раза. «На него в этом году уходит 3,7% внутреннего валового продукта, что минимум в два раза меньше необходимого. Это проблема ментальности. В странах, где здравоохранение стоит на достаточно высоком уровне по заболеваемости и смертности, на здравоохранение отпускается от 8% ВВП и выше» (из доклада Л.М.Рошаля).
Предложения, выработанные на конференции, палата намерена направить в Администрацию Президента России, Правительство, Федеральное Собрание РФ, профильные министерства и ведомства. В резолюции конференции особо подчеркивается важность своевременного внесения в российское законодательство норм о саморегулировании профессиональной медицинской деятельности, определяющих особый статус Национальной медицинской палаты как института с обязательным членством. Предложения палаты, заявляет конференция, должны быть учтены в трех широко обсуждающихся медицинской общественностью законопроектах - "Об обязательном медицинском страховании", "Об охране здоровья граждан", "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медработников".
Многие предложения по работе НМП выглядят утопично. Во-первых, консолидированного врачебного сообщества в России просто нет. Во-вторых, лидеры национально-палатного медицинского движения не имеют четких целей. В-третьих, не понимают, кого можно объединить. Защита пациентов и врачей, профсоюзные функции о зарплатах и тарифах, желание завладеть функциями государственного надзора, перестроить систему медицинского образования - правильно поставленные вопросы, но совершенно нереализуемые в стране в настоящее время в связи с отсутствием гражданского сообщества и построенной «властью по вертикали», бедностью самого здравоохранения и почти нищетой большинства медицинских работников. Над всем довлеет медицинское ведомство, которое живет по твердому принципу "мы подумали, и ведомство решило». А Минздравсоцразвития контролируется нынешней властью почти как силовое ведомство в связи с возможными колоссальными социальными взрывами при явных скорых проблемах.
Пример самого Леонида Михайловича Рошаля как активного Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по здравоохранению весьма поучителен. За четыре года ее существования сотни предложений, справок, аналитических обзоров были направлены в Правительство. Кое-какие результаты были. Но сам же профессор Рошаль в послесловии объемной книги «Итоги деятельности комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ в 2008-2009 году» с горечью признает мизерность результатов. Именно это и привело его к решению покинуть Общественную палату и создать НМП.
На конференции активно работали представители НПА России. С докладом, посвященным проблемам аттестации врачей-психиатров и опытом ее проведения не чиновниками, а сообществом, выступил вице-президент НПА А.Я.Перехов. На актуальность внесения коррективов в принципы подготовки врачей по курсу правовых знаний, а также на необходимость незамедлительного реагирования со стороны НМП на попытки антидемократических нововведений в законодательство об охране здоровья граждан обратила внимание в своем выступлении в прениях Ю.НАргунова. Л.М.Рошалю были переданы подготовленные НПА пособие для врачей «Права граждан с психическими расстройствами», а также предложения НПА по законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан».
В ближайшее время НПА России обсудит возможность вступления в Национальную медицинскую палату.
А.Я.Перехов (Ростов-на-Дону)