$title="Е.Ю.Соколов. Психотерапевтическая профилактика постстрессовых состояний у военнослужащих"; $description=""; $pre="bylim.htm"; $next="bobrov.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Е.Ю.Соколов – Врач-сихиатр, психотерапевт, член Правления Межрегионального Московского объединения психотерапевтов, психологов и социальных работников; участник оказания медицинской помощи жертвам террористических актов, чрезвычайных ситуаций в г.Москве, Беслане, Перми.
В статье дается информация о наблюдающихся психосоматических осложнениях у военнослужащих, побывавших в ситуациях боевого стресса. Рассматриваются варианты постстрессовых психопатологических расстройств. Для их лечения и, в первую очередь, предупреждения, рекомендуется активное использование психотерапевтических методов. Для этого психотерапевтической службе необходимо обучать людей в погонах умению самостоятельно грамотно использовать психотерапевтические методы, как в мирное так и в военное время, с целью выявления собственных резервных возможностей. Последние – истинная преграда для постстресовых расстройств у военнослужащих.
Ключевые слова: постстрессовые расстройства, чрезвычайные ситуации, адаптация, истощение, методы саморегуляции.
По данным ВОЗ, первое место по длительности жизни на Земле занимают Голландия, Япония, Швеция, Австралия, Канада, Новая Зеландия, где человек в среднем проживает 70-80 лет. 13-е место занимают США, 20-е – Россия, где за последние 15-20 лет наблюдается снижение средней продолжительности жизни до 50-55 лет. А сколько нам известно в России смертельных исходов в молодом, среднем, детском возрасте? Главная причина такого состояния - длительная хроническая низкая культура отношения россиянина к собственному здоровью, отсутствие должной здоровой любви и уважения к себе, неумение и нежелание научиться использовать грамотно свои бесчисленные подсознательные энергетические ресурсные возможности. А такое небрежное отношение к природному и народному богатству приводит к разрушению личности, дезадаптации ее при столкновении со стрессовыми, чрезвычайными обстоятельствами.
Военнослужащий , выполняющий боевую задачу по обезвреживанию , ликвидации террористов, независимо от физической подготовки, своих личных природных характерологических качеств (человечность, душевность, стойкость духа, принципиальность, хладнокровие, патриотизм, надежность в трудных жизненных ситуациях, бескомпромиссность и т.д.), сталкивается в большинстве случаев с боевой стрессовой ситуацией. Психобиологическая сущность боевого стресса заключается в перепрограммировании ресурсов человеческого организма на выживание в экстремальных жизнеопасных условиях. Этот процесс сопровождается напряжением адаптационных механизмов и выраженными психофизиологическими изменениями, которые, будучи чрезмерно интенсивными и продолжительными, могут оказывать повреждающий эффект и становиться причиной стрессогенной дезинтеграции психической деятельности – боевой психической травмы.
Особенности службы сотрудников спецподразделений - это постоянные повышенные эмоциональные, интеллектуальные, физические нагрузки, требующие активизации всех жизненных ресурсов. В таких условиях сохранение психического равновесия является важнейшим условием сохранения боевой готовности и адекватного повседневного функционирования. Следует учесть также постоянно присутствующие в работе факторы риска, которые могут быть разделены на две группы: объективно ситуационные факторы, которые изменить невозможно и субъективно ситуационные факторы, на которые можно повлиять, регулируя индивидуальное поведение сотрудника.
Разнообразные по форме и тяжести психо-невротические расстройства, как следствие чрезвычайной психогении с угрозой для жизни, наблюдаются в настоящее время и в России. Из всех обследованных нами больных 13% составляют сотрудники органов внутренних дел, воевавшие в Чечне, а также продолжающие служить там после выписки из главного госпиталя МВД. По нашим наблюдениям за ветеранами Чеченской войны было обнаружено, что чем дольше они испытывали психоэмоциональные нагрузки и чем интенсивнее было воздействие психогенного фактора реальной угрозы, тем более тяжелые последствия для психического состояния у них обнаруживались. Даже через 4-5 месяцев после завершения боевых действий у ветеранов отмечался значительный уровень нервно-эмоционального напряжения и тревоги. У этих же ветеранов Чеченской войны в зависимости от преморбидных особенностей личности отмечаются разнообразные реакции на стресс. Проявления постстрессового расстройства носит затяжной характер, в среднем 2-6 месяца после воздействия психотравмирующей ситуации. Также нами замечено, что у большинства ветеранов психоневротические расстройства могут маскироваться соматическими заболеваниями (кардиопатии, миокардиодистрофия, ИБС, гипертоническая болезнь, болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, хр.гастрит, гепатит, головокружения, невралгии, расстройства сна, головные боли, тошнота, рвота, урологические проявления, сексуальные дисфункции и др.). Типичными являются психические расстройства пограничного уровня – невротические реакции, неврозы, психопатоподобное поведение, депрессивно-тревожные состояния вплоть до суицидальных тенденций. В ряде случаев в отдаленных периодах манифестируют и эндогенные заболевания. При наличии сочетания острой психогении с черепномозговыми травмами или их последствиями наблюдаются эпилептические состояния с мнестико-интеллектуальными расстройствами разной степени выраженности. В зависимости от конституциональных и психопатологически –личностных показателей постстрессовые расстройства имеют свои особенности. Так, для стеничных, гипертимных личностей характерна тенденция после психотравмы к преодолению стресса, высокая степень компенсации. Астенические личности (психастеники, ананкасты, сензитивные шизоиды) отличаются длительной пролонгированной реакцией на стресс, невысоким уровнем жизненной компенсации. Для личностей истерического типа характерны психопатоподобные реакции, чаще возбудимого типа со склонностью к злоупотреблению алкоголя , наркотиков, с низкой социальной адаптацией, стремлением вновь пережить стрессовую ситуацию. На возникновение психических расстройств, на наш взгляд, влияют и такие преморбидные особенности личности, как нервно-психическая неустойчивость, слабость адаптивных способностей к непривычным климатическим условиям и к военной службе вообще, а также психотравмирующий фактор ранения. Пребывание военнослужащих в разных экстремальных, в т.ч. - боевых условиях неизбежно приводит к глубоким эмоционально-психическим переживаниям, несмотря на активную работу психологов. Это проявляется не всегда сразу, а чаще в отдаленном периоде, особенно если отсутствует необходимая врачебная психотерапевтически-психиатрическая помощь, которая может быть необходима как до стресса, так и во время и после психогенной ситуации.
Для многих участников боевых действий долгожданное возвращение к мирной жизни становится более тяжелым событием, чем существование «внутри войны». В условиях смертельной опасности у людей меняется восприятие мира, чувства, поведение. Выжившие в войне несут в себе систему боевых рефлексов, выработанных в результате столкновения с запредельными опасными стимулами. Целый ряд боевых рефлексов вырабатывается специально при подготовке новобранцев для облегчения их адаптации в бою. Так военнослужащих обучают отвечать на возникновение страха агрессивным поведением. Данный навык автоматизируется.
Наши данные подтверждают мнение, что травматический опыт, сопряженный с интенсивными эмоциями, становится источником развития посттравматических расстройств. ПТСР является следствием травмирующего воздействия на психику человека различных стрессогенных факторов, выходящих за рамки обычного человеческого опыта.
В ситуациях длительного психического напряжения решающее значение имеют факторы утомления адаптационных систем организма, при которых сотруднику необходимо сдерживать себя, тем более на фоне повышенной физической активности, отрицательного напряженно-эмоционального уровня (гнев, ненависть, злоба, ярость, негодование).
В экстремальных условиях каждый сотрудник спецподразделения испытывает эмоциональное напряжение, как состояние активной готовности к выполнению боевого задания в условиях экстремальной ситуации, к которой он готов всегда, в том числе и на протяжении длительной напряженной ситуации. Но как показывают наблюдения, в том числе и из личного опыта, перенесенные психотравмирующие воздействия, а тем более следующие один за другим, вызванные участием в чрезвычайных ситуациях, в боевых операциях, во многих случаях не проходят бесследно для психического состояния участников. В условиях смертельной опасности у людей меняется восприятие мира, чувства, поведение.
Анализ изменений психологических особенностей личности в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности и воздействию психогенных факторов витальной угрозы свидетельствует о том, что изменение структуры психологических характеристик в основном носит негативный характер. При этом, чем больше длительность психоэмоциональных нагрузок и более интенсивно воздействие психогенных факторов реальной угрозы, тем тяжелее последствия для психического состояния военнослужащих. У подавляющего большинства из них уровень удовлетворительной адаптированности к воздействию факторов реальной витальной угрозы не достигается, а эффективность деятельности в подобных условиях определяется уровнем психических и физиологических резервов. Следовательно, «ценой» эффективности военно-профессиональной деятельности в экстремальных условиях является истощение функциональных резервов организма. Возникают также разнообразные астено-невротические состояния, значительная астенизация и психопатизация личности. Наблюдается постепенное развитие синдрома выгорания который охватывает и эмоциональную, и физическую структуры организма. Его составной частью и закономерным следствием является личностная, профессиональная, дезорганизующая деформация участника боевых действий.
Частым проявлением нарастающих личностных изменений является появление в характере, стереотипе человека, в прошлом (до его столкновения с чрезвычайными психотравмирующими ситуациями) уверенного, целеустремленного, знающего себе цену, неуверенности в себе, завтрашнем дне, снижение социальной значимости, сужение круга общения вплоть до аутизации. Эти характерологические изменения обусловлены и сопровождаются аффективно-депрессивными проявлениями разной степени тяжести. Указанные эмоциональные нарушения достигают нередко у ветеранов боевого стресса завершенных суицидальных попыток, а также проявляются в возникновении алкогольной зависимости, различных асоциальных и антисоциальных проявлений.
Известно, что посттравматическое стрессовое расстройство у человека вызывает уменьшение гиппокампа, структуры мозга, которая участвует в механизмах памяти и эмоций. Исследования британскими и американскими учеными соответственно детей и ветеранов боевых действий показали, что уменьшение гиппокампа повышает вероятность развития ПТСР, но не наоборот. Субъект, перенесший стресс, становится тревожным, неуверенным. Чем дольше психотравмирующая ситуация, тем более устойчивыми становятся эмоциональные, характерологические, поведенческие расстройства, которые – по мнению некоторых авторов - внедряются в наследственный аппарат пострадавшего. В случае появления у него потомства эта патологическая информация передается ребенку и может манифестировать при неблагоприятных каких-либо жизненных, функциональных ситуациях в форме различных эндогенных расстройств.
Депрессивные расстройства обусловлены патологическим функционированием структур мозга, в частности лимбико-таламической и гипоталамо-гипофизарной. При этом лимбическая система является основным координатором, образующим интегративную цепь, через которую кортикальные центры регуляции эмоций посылают импульсы к гипоталамусу, а гипоталамические импульсы передаются гиппокампу. Дисфункция ретикулярной формации, как активирующей системы мозга, вызывает «энергетический дефект», снижение «биотонуса» мозговых механизмов, регулирующих настроение.
Одним из ведущих нейрохимических механизмов формирования депрессивно-тревожных расстройств, обуславливающих снижение поведенческой, характерологической, профессиональной, социальной адаптации, является истощение катехоламиновой системы и связанное с этим повышение секреции кортизола. Психогеннный стресс повышает уровень кортизола в крови, который стимулирует гибель клеток гиппокампа, что в свою очередь провоцирует развитие гипотимических расстройств. Кроме того, формирование аффективных расстройств обусловлено дисбалансом (гипо-, гипер-, дисфункция) взаимодействия между норадренергической, серотонинергической, а также пептидергической системами.
Начало нарушения механизмов психической регуляции в условиях военных, чрезвычайных ситуаций происходит на этапе их непосредственного осуществления. Основное негативное психическое состояние у участников боевых действий отмечается после снижения интенсивности действий или их .прекращения.
Особенно это заметно на отдаленных этапах экстремальной ситуации, когда снижается эмоциональная устойчивость, возрастают тревожность, психическое напряжение, появляются так называемые посттравматические стрессовые расстройства, возникающие как следствие психической травмы и проявляющиеся в виде следующих состояний:
1. Упорное повторение травматического события в виде периодически повторяющихся воспоминаний, образов, мыслей; в ощущении, что травматическое событие возвращается, как будто наяву, что в свою очередь может вызвать агрессию человека на словесном и физическом уровне. Навязчивые образы возникают непроизвольно, из подсознания. Возникает обостренное чувство незащищенности, беспокойства и ощущение невозможности управлять своим психическим состоянием.
2. Избегание ситуаций, ассоциированных травмой: людей, разговоров, связанных с травматическим событием. Ощущение укороченной перспективы будущего, отделенности или эмоционального отчуждения от других людей; снижение интереса к участию в когда-то вызывавших удовольствие видах деятельности (спорт, спортивные игры, книги, общение); отчуждение от семьи и боевых товарищей, эмоциональная холодность, снижение либидо; различные навязчивые страхи (например, социофобия - страх перед скоплением людей, навязчивый страх возникновения страхов – фобофобия и др.); снижение или неспособность испытать чувство любви. Обнаруживается психогенная амнезия (неспособность вспомнить важные эпизоды психотравмирующего события). Отмечаются случаи «вины выжившего» - чувство вины из-за того, что выжил в то время, как товарищи погибли. Отмечаются приступы самоуничижения.
3. Постоянная повышенная возбудимость, проявляющаяся в нарушении сна, раздражительности или вспышках гнева, трудности сосредоточения, чрезмерной настороженности, повышенной реакции вздрагивания. При малейшей неожиданности срабатывают «боевые рефлексы».
Среди участников экстремальных боевых ситуаций долгожданное возвращение к мирной жизни становится более тяжелым событием, чем существование во время операции. В условиях смертельной опасности у людей меняется восприятие мира, чувства, поведение. Выжившие в боевой операции несут в себе систему боевых рефлексов, выработанных в результате столкновения с запредельными опасными стимулами.
У большинства ветеранов в отдаленных периодах после ЧС психоневротические расстройства могут маскироваться соматическими заболеваниями (кардиопатии, миокардиодистрофия, ИБС, гипертоническая болезнь, болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, гепатит, головокружения, невралгии, расстройства сна, головные боли, тошнота, рвота, урологические проявления, сексуальные дисфункции и др.). Типичными являются психические расстройства пограничного уровня – невротические реакции, неврозы, психопатоподобное поведение, депрессивно-тревожные состояния вплоть до суицидальных тенденций. В ряде случаев в отдаленных периодах манифестируют и эндогенные заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, циклотимия).
С целью предотвращения, снижения случаев возникновения указанных серьезных психо-невротических расстройств у сотрудников спецподразделений к их подготовке к будущей опасной работе необходимо активно привлекать не только психологов, но и врачей психотерапевтов с психиатрическим опытом работы.
Психиатр имеет дело в основном с пограничными или психотическими состояниями больного и использует в своей работе чаще всего психотропные средства для ликвидации психического расстройства, не мобилизуя внутренние резервные возможности пациента. Психотерапевт-психиатр без использования психотропных средств может заранее подготовить сотрудника избежать по возможности мешающую работе реакцию при столкновении с внешней причиной, опасной для жизни сотрудника. Психотерапевт обязан предусмотреть у человека ранние или поздние эмоционально-психические последствия какой-либо стрессовой ситуации. Это возможно за счет знаний врача о наличии множества глубоко заложенных в личности резервных возможностей, которые врач с помощью адекватно подобранных психотерапевтических методик помогает выявить, а затем использовать с целью предупреждения каких-либо внешних, внутренних конфликтов, нервно-психических расстройств. Эти же методики, множество раз отработанные в спокойных ситуациях как с участием специалиста, так и самостоятельно, помогут сотруднику при использовании их в экстремальных ситуациях лучше справиться с той или иной эмоциональной нагрузкой, принять правильное решение в боевой обстановке. При необходимости (острые эмоциональные панические, тревожно-депрессивные, шоковые, истерические и другие ситуационно обусловленные расстройства) психотерапевт адекватно состоянию использует и психофармакологические средства, но обязательно (при отсутствии противопоказаний) применяет их одновременно с психотерапевтическими мероприятиями. Последние продолжают использоваться после окончания лекарственного лечения уже как ведущий метод терапии, направленный на появление и закрепление состояния уверенности сотрудника в себе. .
Использование психотерапевтических, психологических мероприятий помогает участнику экстремальных событий легче переносить психофизические последствия событий или полностью предусмотреть их появление.
Существуют разные психотерапевтические приемы, помогающие человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации и после нее, облегчить свое напряженное эмоционально-физическое состояние и предотвратить (снизить) последствия стресса. Особенно важно, если во время подготовки к столкновению с чрезвычайными ситуациями сотрудник систематически занимался психорегуляцией как с врачом, так и самостоятельно.
Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в следующих показателях:
-отсутствие у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;
-натренированность в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;
-умение сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям;
-умение вести напряженную психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению преступлений;
-умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.
Для соответствующих тренировок могут использоваться следующие релаксационные методы, включающие в себя и дыхательные упражнения.
Прогрессирующая релаксация. Сотрудник располагается в удобной позе – сидя на стуле, в кресле, руки на коленях, подлокотниках, стопы плотно соприкасаются с полом, колени несколько под тупым углом, голова удобно соприкасается со спинкой кресла или опущена вперед и вниз, при возможности поза лежа, ноги при этом несколько расставлены (под коленями может быть валик), глаза закрыты. Дыхание выравнивается, успокаивается. Вкратце предварительно дается информация о методе лечения, который будет проводиться . По команде специалиста сотрудник делает глубокий короткий вдох, а на последующем медленном (в 2-2,5-3 раза дольше вдоха) глубоком выдохе врач говорит, что снимается напряжение с мышц головы. Сотрудник вслед за врачом про себя мысленно проговаривает эту фразу. Затем снова глубокий короткий вдох с последующим глубоким медленным выдохом и снятием напряжения с мышц лица. И на каждом последующем выдохе снимается напряжение последовательно сверху вниз по всему телу. После проведенного сеанса предлагается открыть глаза и дать вслух обратную реакцию – сообщить о своих ощущениях. Этот метод, также как и другие психотерапевтические мероприятия, используется и с профилактической целью - для предотвращения или снижения остроты возможных постстрессовых психофизических расстройств в случае столкновения сотрудников с чрезвычайными, стрессовыми ситуациями.
Дыхание как средство саморегуляции. Умение правильно дышать является основой успеха в овладении методами саморегуляции, в том числе и в ситуациях, когда сотруднику необходимо мгновенно взять себя в руки, успокоиться или поднять свой тонус. Положительно в практике показывает себя прием –дыхание на счет. Необходимо дышать на счет. Когда необходимо успокоиться, на счет 1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 – выдох, затем на 1,2,3,4,5 – вдох, 1,2,3,4,5 - выдох и так вдох и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Для поднятия тонуса и активизации вдохи и выдохи начинают с 12 и постепенно укорачивают до 4. Дыхание учащается, напряжение возрастает.
Задержка дыхания. Для снятия острого нервного напряжения делается глубокий вдох и дыхание задерживается на 20-30 секунд. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния.
Умение представить себя камнем, которому, в какой бы ситуации он не находился, всегда безразлично, что вокруг него происходит. Необходимо с закрытыми глазами молча представить себя камнем и спокойно созерцать это свое состояние. Упражнение дает возможность сотруднику из тревожного состояния перейти в более уравновешенное, спокойное с целью выхода из сложившейся особой ситуации.
Использование самоприказов. Дисциплинированный сотрудник может хорошо управлять собою с помощью внутренних самоприказов типа: «Надо!», «Смелее!», «Терпи!», «Работай!», «Вперед!» и т.п. Важно систематически тренировать преодоление себя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге вырабатывается своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится пусковым стимулом. Удобно объединяются самоприказы с формулами самоубеждения. Например: «Я ничего не боюсь! Вперед!» Или «Я справлюсь с этой задачей! Смелее!».
Перечислю также психотерапевтические приемы, приведшие к немалым позитивным результатам в психо-соматическом , эмоциональном состоянии у жертв чрезвычайных состояний, которые использовал в своей практике, работая в местах после ЧС (теракты в Москве в 2004 г.- аквапарк, метро «Автозаводская», «Рижская», в Беслане – в командировках почти сразу после теракта и через 5 месяцев после психотравмы, работа с жертвами после пожара в г. Перми в 2009 году): аутогенная тренировка по Джекобсону, ускоренная прогрессирующая релаксация , самогипноз, гипноз, аутогенная тренировка по Мюллеру –Хаггеману, индивидуальная и групповая психотерапия, терапия творческим самовыражением, музыкальная терапия и другие. В частности, в своей практике при работе с людьми, побывавшими в горячих точках, мы отметили достаточно неплохие результаты при использовании ускоренной прогрессирующей релаксации, о технике которой сказано выше. При использовании этой методики в группе - от 2-3-х человек до 6-15, позитивные результаты психотерапевтического лечения отмечаются чаще, чем при использовании индивидуальной психотерапии, в связи с повышением внушаемости пациента в группе, взаимным индуцированием пациентов.
Вначале обучения любому любой методу, тем более при самостоятельном его повторении, это будет занимать немало времени. Необходима систематическая, регулярная тренировка в самых разных условиях, позах, - так же как спортсмен шлифует каждый прием для получения успеха в поединке с соперником.
Многие методы основаны в т.ч. и на знании анатомии мышечной системы, так как стрессовые и постстрессовые эмоциональные расстройства сопровождаются сокращением определенных мышечных групп, которые необходимо расслабить , чтобы редуцировать аффективные отклонения. Психотерапевт, как врач, обладает знаниями анатомии и может использовать психотерапевтические методы, как с профилактической целью, так и с лечебной. Существующие и другие методики релаксационно-суггестивного характера, которые, при использовании их с участием врача или самостоятельно, помогают военнослужащим и сотрудникам милиции за счет снижения мышечного тонуса добиться снятия эмоционального напряжения и получить после этого лучший результат при нахождении в стрессовой ситуации или постстрессовом периоде.
Психотерапевтическая работа врача с сотрудниками обязательно должна сочетаться с самостоятельными занятиями каждого сотрудника дома, на работе, в разных житейских ситуациях (после сна, перед сном, м.б. даже и в вертикальном положении, в общественном транспорте,, за столом, уединившись, или при наличие каких-либо раздражающих факторов, и т.д.) – для закрепления полученного материала при работе с врачом. В дальнейшем теоретические знания методов и правильное практическое их использование дадут возможность сотруднику увереннее и быстрее найти рациональный выход в сложной стрессовой, конфликтной ситуации, нередко связанной с его жизнью.
Знаниями психотерапевтических методик должны владеть не только врачи психотерапевты, но и сотрудники органов внутренних дел, спецподразделений, сначала под пристальным руководством врачей-психотерапевтов, а потом – самостоятельно и в первую очередь –руководители подразделений, отделов. Последние организовывают и контролируют усвоение практических знаний своих подчиненных по саморегуляции. Методы саморегуляции являются глубокой профилактической основой нервно-психического здоровья человека, действуют через гармоничное взаимодействие сознания с бессознательным, т.е. с множественными ресурсными возможностями личности, о которых мы на сегодняшний день часто и не догадываемся.
В России много внимания военнослужащим уделяется со стороны психологической службы, которая имеется почти в каждом подразделении, учреждении. Но встает вопрос: «Почему же одновременно у данного контингента постоянно существует и не снижается проблема деформации личности, в том числе и профессиональной?». Даже у опытных людей в погонах имеются вопиющие поведенческие отклонения, когда сотрудник или совершает суицидальную попытку, или представляет опасность для своих коллег или мирных граждан. Можно назвать и ряд других проблем. Но главный ответ, на мой взгляд один - крайне недостаточная психологическая подготовка защитников мирных граждан, фактически полное отсутствие профессионального внимания к ним со стороны врачей-психотерапевтов, знающих предполагаемые постстрессовые заболевания, умеющие их не только лечить, но и умело методично предупреждать. Но не врачи в этом виновны. Можно констатировать отсутствие необходимой организации правильного, грамотного взаимодействия психотерапевтов и военнослужащих, отсутствие у руководства понимания необходимости взаимодействия с психотерапевтической службой. Когда человек заболел каким-либо нервным расстройством, он обращается к врачу, в том числе и к психиатру, получает медикаментозное лечение. Но ведь главная и наипервейшая заповедь врача - предупредить недуг, в том числе после выхода сотрудника из боевого стресса.
Для сравнения: с 18 июля 2007 года американская армия решила научить всех своих солдат распознавать симптомы травм головного мозга и посттравматического стрессового расстройства, а также не стесняться обращаться за медицинской помощью при этих заболеваниях. Обучение сначала проходят командиры, которые затем передают полученные теоретически-практические знания своим подчиненным. Такая программа укрепляет у солдат веру в себя и в командование, повышает боеготовность личного состава.
Имеется специальный полевой устав FM26-2, «Меры по предупреждению боевой психической травмы при боевых действиях». Аналогичные документы разработаны в полиции США, Австралии, Новой Зеландии, многих странах Америки и Западной Европы. Как видно, значимость проблемы профессионального травматического стресса понимается не только полицейскими и военными психологами и клиницистами, но и управленческим аппаратом, который выступает инициатором или поддерживает разработку специальных программ.
Отсутствие в России должного взаимодействия военнослужащих с профилактической, методической, систематизированной работой психотерапевтической службы – одна из основных причин разнообразных психосоматических заболеваний у сотрудников, преждевременной летальности, текучести кадров, низкого социально-личностного профессионального уровня, внутренних и внешних конфликтов.
Алексеев А.В. Система АГИМ (ауто-, гипно, идеомоторика).М., 1995
Аппенянский А.И., Бойко Ю.П., Кыров Н.Е. Монография «Стресс и постстрессовые расстройства личности и общество», 2008 г.
Боев И.В. Жертвы терроризма. Ставрополь, 2003 г.
Брайан М, Питер Т. Самогипноз. Руководство по изменению себя. М., 2006.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.,2006.
ГордеевМ.Н., Евтушенко В.Г. Техника гипноза. М., 2003 г.
Коханов В.П., Краснов В.Н. Психиатрия катастроф. М., 2008.
Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка.Л., 1986.
Макаров В.В. Психотерапия нового века.
Мосолов С.Н. Обсессивно-компульсивное расстройство. М., 2005.
Пилягина Г.Я. Депрессивные нарушения. Ж-л практического лекаря. 2003, №1, стр.40-49.
Соколов Е.Ю. Метод последовательной релаксации в сочетании с медикаментозной терапией при оказании помощи родственникам погибших во время ЧС в Москве в феврале 2004 г.. М-лы 2й Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции. М., 19 мая 2004 г., стр.124-125.
Соколов Е.Ю. Психотерапевтическая помощь жертвам террористического акта в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г. Ж-л «Социальная и клиническая психиатрия», 2005 г., №3, стр.61-62.
Соколов Е.Ю. Психотерапия детей –жертв террористического акта в г Беслане в отдаленном периоде. Ж-л «Психотерапия», 2006 г., №9, стр. 38-45.