Природа, причины и типы экстаза

M.Dominic Beer // Philosophy, Psychiatry & Psychology, v.7, N 4, 2000, 311-315

М. Доминик Бир (Лондон)

Введение

Помимо того, что диссертация Майер-Гросса имеет историческое значение, она важна потому, что исследует состояния экстаза, которые плохо представлены в психиатрической литературе.

Во многих последних руководствах по психопатологии проблема экстаза едва упоминается (Hamilton, 1974, …). Правда, была дискуссия по проблеме переживания счастья, например, обсуждался вопрос о «мягкой мании» (Moore, ….). Аналогичные обсуждения касаются также того, следует ли состояние счастья классифицировать как психическое расстройство. Bentall (1992) сделал немного насмешливое предложение об этом, в то время как Harris, Birley и Fulford (1993) отвергли его. Эти прения были сосредоточены на том, является ли мягкая мания заболеванием, и, если да, то следует ли ее лечить принудительно в рамках Акта о психическом здоровье.

В отличие от этого, Майер-Гросс в своей диссертации исследовал более глубокий вопрос, а именно: «как следует отличать анормальное счастье от истинного религиозного экстаза». В своем комментарии я коснусь этого вопроса, и рассмотрю тот анализ, который провел Майер-Гросс. Майер-Гросс находился под влиянием Ясперса, и я также затрону вопрос о том, что Ясперс написал об этом предмете в своей «Общей психопатологии» (1959). Я начну с краткого резюме позиции Майер-Гросса в отношении отличия между анормальным счастьем и истинным религиозным экстазом.

Резюме взглядов Майер-Гросса на экстаз

Сула Вольф сделала важный перевод докторской диссертации Майер-Гросса и показала исторический контекст этой работы. Она также наилучшим образом модернизировала литературные ссылки, которые приводил Майер-Гросс.

Вольф дала ясное представление о том, что Майер-Гросс считал основными отличиями между состояниями анормального счастья и экстаза. Это следующие 6 положений:

Тщательное разграничение между экстазом и анормальным счастьем, выполненное Майер-Гроссом, ставит перед нами 2 вопроса: «Какова природа экстаза?» и «Каковы причины экстаза?»

В своем комментарии я, в свою очередь, рассмотрю эти вопросы и проанализирую, как соотносятся между собой разные типы экстаза.

Какова природа экстаза?

Еще до Второй Мировой войны Андерсон (1938) сделал обзор литературы и пришел к выводу, что в великих немецких и французских психиатрических учебниках очень мало написано об экстазе. Он упомянул целый ряд авторов, начиная с 1920-х гг., которые не написали об экстазе ни одной строчки. Швейцарский психиатр Э. Блейлер писал о шизофреническом экстазе: «Связь с внешним миром окончательно прерывается, и можно говорить о существовании совершенной анестезии» (80). В огромном учебнике О. Бумке описаны экстатические состояния среди пациентов с эпилепсией, «в которых они видели небеса раскрывшимися, слышали говорящим с ними голос Бога, чувствовали себя преображенными, даже уверовали, что они есть Бог». (81). E. W. Anderson назвал это «классическим психиатрическим описанием экстаза». (81). Пьер Жане различал 3 степени экстаза – recueillements, extases и ravissements – и выделял шесть необходимых критериев:

Немецкий психиатр Ганс Груле (Джексон, 89) указал, что необходимой чертой экстаза является особенное соединение чувства со знанием. Это встречается и при эпилепсии, и при шизофрении. Он показал, что в обоих случаях встречаются зрительные галлюцинации и божественные откровения. T. Flournoy (Jackson 89) описал случай экстаза с выраженными истерическими чертами. Anderson описал 4 случая экстаза, которые встречаются при аффективном расстройстве, при котором … (1) «переживалось особое чувство радости, составной частью которого было ощущение спокойствия, это было связано с (2) изменением сознания… меняющееся переживание «я» описывалось как чувство слияния с Космосом или с Богом, хотя личностная идентичность не только не была утрачена, но даже усилилась; и (3) было отмечено изменение в восприятии времени». (81-87).

Как и Майер-Гросс, Андерсон утверждал, что «состояния экстаза отличаются от маниакальных состояний. Сущностная природа экстатического состояния состоит в удивительном пантеистическом переживании субъекта, которому кажется, что он и вселенная составляют одно целое. Это переживание связано с настроением, которое довольно своеобразно и качественно отлично от настроения при мании. В отличие от мании, это миролюбивое и спокойное настроение» (95). Андерсон, однако, признает, что «может существовать родство между маниакальным ступором и наиболее крайней формой экстаза», хотя для ступора обычно характерно «замедление или задержка мышления, а для экстаза - бурная продуктивность».

Ясперс (1959, 114-115) пишет в связи с работой «Анормальное чувство счастья», что «состояния экстатической интоксикации встречаются у пациентов с шизофренией». Ясперс цитирует один из медицинских случаев Груле, но не анализирует подробно черты экстатических переживаний, ограничиваясь указанием на то, что «пациенты наполняются удивительным энтузиазмом; их все глубоко волнует, все кажется движущимся и многозначительным» (114).

Известный психолог У. Джеймс (1979) в конце XIX века выделил 4 качества того, что он назвал «мистическое переживание»:

Джеймс пишет: «некоммуникабельность порыва – это лейтмотив всего мистицизма. Мистическая правда существует только для самого индивида, рвущегося к Абсолюту, и ни для кого другого… Преодоление всех обычных преград между индивидом и Абсолютом – великое мистическое достижение. В мистических состояниях мы становимся одним целым с Абсолютом, и осознаем наше единство». (391).

Джеймс в своей лекции по мистицизму цитирует написанную в 1897 г . автобиографию J. Trevor, который чувствовал, что он «на Небесах – внутреннее состояние мира и радости и неописуемо сильное чувство уверенности в себе, в сочетании с чувством, что искупался в теплом зареве света, хотя внешнее условие вызвало внутренний эффект – чувство, что что-то прошло через тело».

Каковы причины экстаза?

Были описаны 4 основные причины экстаза:

Религиозные причины экстаза

Британский психиатр W. Sargant (1957) цитирует работу J.F.C. Hecker «Эпидемии средних веков», когда люди танцевали публично, полностью теряя контроль над своими чувствами, продолжали танцевать, не считаясь с рядом стоящими, часами вместе, в диком бреду, до тех пор пока не падали на землю в состоянии делирия… Во время танца они ничего не видели и не слышали, будучи нечувствительны к внешним впечатлениям, приходящим посредством чувств, но были охвачены образами…. Другие во время этого приступа видели раскрывшиеся небеса и Спасителя, возведенного на престол, с девой Марией. (120).

Sargant цитирует его преподобие George Salmon, который описал, как на возрождение Северной Ирландии в 1859 г., «человек падал совершенно без чувств и находился в таком состоянии от часа до двух дней… Пораженный таким образом человек оставался совершенно спокойным, очевидно не осознавая происходящего вокруг… На их лицах было удивительное выражение. Абсолютное сияние радости» (119).

Sargant показал во-первых, что этот феномен современен, а во-вторых, продемонстрировал ошеломляющие фотографии новых американских христиан на церковных службах, «которые брали руками ядовитых змей в состоянии напряжения и экстаза».

Повседневный экстаз

Британский философ Marghanita Laski (1980) писал в работе «Повседневный экстаз»: «отличительный признак экстатического переживания, на уровне ли экзальтации или на самом низком уровне, - это результирующее чувство моментальной гармонии» (23). «Основные моментальные экстазы» были разделены на адамический, экстаз знания и экстаз соприкосновения». Адамический – термин, выбранный Laski «вследствие частой христианской тенденции описывать эти переживания в терминах чувств, «восходящих к состоянию Адама, в котором он находился до грехопадения», как изложил это квакер George Fox». Вторая категория Laski – переживание знания, когда личность чувствует, что постигает новые знания. Третья категория – экстаз соприкосновения - характеризуется чувством состоявшегося контакта и часто тотальной потерей «я» контактирующего человека в этом большом контакте. Laski приходит к выводу, что «эффекты экстаза повседневной жизни обычно игнорируются».

Экстаз, вызванный психическими расстройствами

Джексон и Фулфорд (1997) написали статью «Духовный опыт и психопатология», в которой показали перспективы теории расстройств. Статья была продолжением работы Джексона (1992) «Изучение взаимосвязей между психотическими и духовными переживаниями». Впоследствии Джексон писал, что «благоприятные духовные переживания … являются во многих аспектах сходными с позитивными симптомами психозов». Джексон (1992, 1997) тщательно исследует вопрос происхождения этих переживаний как на основе экспериментального, так и теоретического подхода. Он приходит к заключению, что психотический/духовный опыт может быть понят как «эпизоды доступа к тем процесса сознания, которые обычно являются подсознательными или бессознательными». Он предположил, что некоторые люди имеют более высокую готовность доступа к этим зонам, чем другие , и в результате эти переживания имеют место на более низком пороговом уровне стресса. В некоторых случаях процесс оказывается адаптивным и ведет к разрешению кризиса. В других, напряжение нарастает, заканчиваясь психотическим разрывом с реальностью.

Другие исследователи также отмечали сходство между психотическими состояниями и мистическими переживаниями. Хадли (1979) описал опыт более четырех тысяч человек, которые отвечали на его газетные объявления с просьбой описать свои религиозные переживания. Число тех, кто описывал экстаз или состояние экзальтации, достигло двухсот человек или 5 процентов от всех ответивших.

Давид Лукоф (1985) выдвинул диагностические критерии для того, что он назвал «мистические переживания с психотическими характеристиками». Это:

А) Экстатическое настроение

Б) Чувство вновь приобретенных знаний

В) Галлюцинации

Г) Отсутствие познавательной дезорганизации

Он также исследовал проблему прогноза и утверждал, что для того, чтобы человек имел позитивный выход из психотического состояния необходимо наличие двух из следующих критериев:

А) хорошее функционирование накануне приступа, отсутствие предшествующих психотических эпизодов; поддержание социальных связей с друзьями; близкие отношения с представителями другого пола (или того же в случае гомосексуализма); успехи в профессии или учебе;

Б) острое начало симптоматики в течение трех месяцев или меньше;

В) стрессовая обусловленность психотического эпизода, например, серьезные жизненные перемены;

Д) позитивное отношение к пережитому опыту как к значимому, открывающему новое, развивающему.

Экстаз, вызванный употреблением наркотиков

Томас Оксман с соавторами (1988) в своей работе «Язык измененных состояний» сравнил субъективные переживания 66 людей, имевших три разных формы измененного состояния сознания: шизофреническое, вызванное наркотиками и мистическое. Использовав дискриминативный статистический анализ, авторы обнаружили, что в этих трех группах существенно отличались слова, используемые для описания своих переживаний. Авторы утверждают, что в 84 процентах автобиографических отчетов они могли очень точно определить форму измененного сознания в соответствии с частотой различных типов слов, используемых индивидуумами.

Заключение

И ранние, и последние работы, обзор которых дан в этом комментарии, показывают, что необходимо дальнейшее прояснение природы экстаза и идентификация его причин. Это поможет нам представить экстаз в описательной психопатологической литературе более правильным образом и, следовательно, провести решительное разделение между религиозными и психиатрическими причинами этого состояния. Важный и своевременный перевод статьи Майер-Гросса может стать ключевым стимулом к такой работе.

Перевод С.Ю.Савенко

Литература

Anderson, E. W. 1938. A clinical study of slates of "Ecstasy" occurring in affective disorders // Journal of Neurology and Psychiatry 1: 80-99

Bentall, R. P. 1992. A proposal to classify happiness as a psychiatric disorder // Journal of Medical Ethics 18: 94-98

Berrios, G. E. 1996. The history of mental symptoms: Descriptive psychopathology since the nineteenth century. Cambridge: Camridge University Press.

Hamilton, M., ed. 1974. Fish’s clinical psychopathology: Signs and symptoms in psychiatry. Bristol, Eng.: John Wright.

Harris, J., J.L.T.Birley, and K.W.M. Fulford. 1993. The current literature: A proposal to classify happiness as a psychiatric disorder // British Journal of Psychiatry 162: 539-42

Jackson, M.C. 1992. A study of the relationship between psychotic and spiritual experiences. D.Philthesis, University of Oxford.

Ibid, 1997. Benign schizotypy? The case of spiritual experience // Schizotypy: Relations to illness and health, ed. G. S. Claridge. Oxford: Oxford University Press.

Jackson, M. C., and K. W. M. Fulford. 1997. Spiritual experience and psychopatology // Philosophy, Psychiatry, and Psychology 4:41-65.

James W. 1979. Varieties of religious experience: A study in human nature. Glasgow: Collins.

Jaspers K. 1959. General psychopathology. Manchester: Manchester University Press.

Laski, M. l980. Everyday ecstasy. London: Thames and Hudson.

Lukoff, D. 1985. Diagnosis of mystical experiences // Journal of Transpersonal Psychology 17.2: 155-81.

Moore, A., T. Hope, K. W. M. Fulford. 1994. Mild mania and well-being // Philosophy, Psychiatry, and Psychology 1:165-77.

Nordenfelt, L. A response to "mild mania and "well-being.''// Philosophy, Psychiatry, and Psychology 1:185-91.

Oxman, T. E., S. D. Rosenberg, P. P. Schnurr et al. I988. The language of altered states // Journal of Nervous and Mental Disease 176: 401-8.

Sargant, W. 1957. Battle for the mind: A physiology of conversion and brain-washing. London: Heinemann.

Scharfetter, C. 1980. General psychopathology: An introduction. Trans. H. Marshall. Cambridge: Cam­bridge University Press.

Shepherd, M. and O. L. Zangwill. 1983. Handbook of psychiatry. Vol. 1. General psychopathology. Cambridge: Cambridge University Press.

Sims, A. 1988. Symptoms in the mind: An introduction to descriptive psychopathology. London: Bailliere Tindall.