$title="Михаил Иванович Аствацатуров"; $description=""; $pre="01_130.htm"; $next="03_gurevic.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Михаил Иванович родился в 1878 году в гор. Дербенте. Среднее образование получил в классической гимназии, по окончании которой поступил на естественное отделение Петербургского университета. Еще будучи студентом, он сделал в лаборатории проф. Н.Е.Введенского работу «О продолжительности переживания нерва», за которую был награжден золотой медалью. Дальнейшее образование Михаил Иванович получает на медицинском факультете Юрьевского университете, куда он поступил после окончания Петербургского университета. Вскоре он переводится на 3-й курс Военно-медицинской академии, которую и окончил в 1904 году.
Специальная неврологическая подготовка Михаила Ивановича протекает в клинике выдающегося русского ученого, академика В.М.Бехтерева [ В силу позиции своего учителя, проходя у него ассистентуру, М.И. работал и в области психиатрии (прим. ред.). ]. В 1908 году Михаил Иванович защитил докторскую диссертацию на тему: «Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции». Указанная работа является в России первым оригинальным исследованием подобного рода, сохранившим до наших дней свое научное значение. Будучи уже сформированным невропатологом и ученым, он, как стипендиат Виллие, получает трехгодичную заграничную командировку. Среди ученых Запада, с которыми Михаил Иванович встречался, он особенно высоко ценил и выделял Бабинского и Эдингера. [ Во время трехлетней командировки за границу Михаил Иванович работал у Людвига Эдингера (Франкфурт-на-Майне), Жозеф Бабинского (Париж), Германа Оппенгейма (Берлин), Вильгельма Эрба (Гейдельберг) и др. (прим. ред.) ]
В 1916 году Михаил Иванович избирается на кафедру нервных болезней Военно-медицинской академии [ В 1915 г. после вынужденного ухода Бехтерева из военно-медицинской академии его кафедра была разделена. На кафедру психиатрии был избран наиболее близкий сотрудник Бехтерева проф. П.А.Останков, но военный министр Сухомлинов утвердил не его, а В.П.Осипова (в 1912 г. Останков демонстративно отказался от предложения министра Кассо занять место Сербского, ушедшего в знак протеста). Избрание Аствацатурова на кафедру неврологии не было омрачено подобным образом (прим. ред.). ], которую он и возглавляет в течение 20 лет, до самой смерти. С этого времени Михаил Иванович развивает исключительно кипучую деятельность, принесшую ему столь широкую известность.
Научные интересы Михаила Ивановича были чрезвычайно обширны и разнообразны. Он написал более 100 научных работ.
Безусловно самым выдающимся в научном творчестве Михаила Ивановича, принесшим ему славу далеко за пределами СССР, выдвинувшим русскую невропатологию после Бехтерева на еще более высокую ступень, было последовательное и систематическое внедрение метода биогенетического анализа в изучение симптомалогии нервных заболеваний. В приложении к невропатологии этот метод основывается на данных эволюции нервной системы и ее функций. Этот метод явился ключом к пониманию ряда явлений в патологии нервной системы, до того объяснений не имевших№ он позволил связать воедино целый ряд отдельных, разрозненных клинических фактов. Весьма многое было сделано Михаилом Ивановичем в этом направлении по отношению к двигательным расстройствам. Однако, не менее успешным оказалось применение метода биогенетического анализа к освещению проблемы расстройств чувствительности и психосоматических взаимоотношений. И здесь многим фактам дается объяснение как и симптомам поражения пирамидного пучка, с точки зрения эволюционного учения.
Необходимо признать, что его широкие биологические обобщения в невропатологии всегда сопровождались тщательным изучением влияний социальных факторов.
На всем протяжении деятельности Михаила Ивановича мы находим комплексное освещение вопросов практической и теоретической медицины; так, уместно напомнить, что в связи с изучением проблемы болей Михаил Иванович первый в СССР предложил внутрикожные инъекции новокаина для борьбы с некоторыми формами болей.
Редкое сочетание крупного ученого-биолога и выдающегося клинициста выгодно отличает его от «чистых теоретиков» и «чистых практиков». Как ученый, он не замыкается в кабинетные рамки, напротив, самые выдающиеся его работы зарождаются у постели больного. Творить – это значит врачевать, больше видеть больных, другими словами – лучшая школа для ученого врача - это клиника, это постель больного. И неудивительно, что благо больного человека для него было превыше всего (Salus aegroti suprema lex), неудивительно также, что все его творчество глубоко связано с жизнью, оно неотделимо от клиники.
Не вдаваясь в пересказывание работ Михаила Ивановича, все же следует упомянуть одну замечательную работу, в которой он суммирует свой богатый опыт проницательного врача. Изложение своего опыта, своих ошибок, их критика, - все это делает «Главные источники ошибок в диагностике нервных болезней» незаменимым настольным руководством не только начинающего, но и опытного врача невропатолога.
В.С.Дойников, Д.И.Панченко
От редактора. Для психиатра и сейчас, 70 лет спустя, актуально звучат пионерские работы Михаила Ивановича 1935 года: «Соматические основы эмоций» и «Современные неврологические данные о сущности эмоций», где он описал и обосновал феномен «протопатических эмоций». Здесь высокая продуктивность психоневрологического подхода для общей психопатологии и психиатрической клиники наиболее наглядна. Значительное сходство многих признаков протопатических эмоций с болью, особенно каузалгией, является свидетельством ее значительно более недифференцированной, глубокой и архаической природы. На эти труды опирались, развивая их, такой тонкий клиницист как проф. А.К.Ануфриев, и я в своей докторской диссертации 1974 года, сближая «протопатическое» с «витальным» как критерием психотической глубины для регистра аффективных расстройств. М.И. описал особую форму парестетических невралгий – Notalgia paraesthetica, показал роль психических факторов в возникновении и устранении болевых ощущений, проанализировал психосоматические взаимоотношения при заболеваниях внутренних органов, исследовал истеротравматическую глухоту и псевдоистерические элементы в эстрапирамидной симптоматике, несовместимость болезненных явлений в области нервной системы, роль порочных кругов в механизме болезненных процессов и проблемы локализации. В.М.Бехтерев открывает мартиролог психиатров, погубленных советской властью, как самая ее крупная жертва. Неожиданная смерть М.И.Аствацатурова в 58-летнем возрасте пришлась на год Большого Террора.