$title="160-летие Карла Штумпфа"; $description=""; $pre="brentano.htm"; $next="husserl.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Карл Штумпф выступил как крупнейший представитель феноменологической психологии и создатель экспериментальной феноменологии.
Карл Штумпф родился в Визентайде во Франции в семье врача. Его родители занимались музыкой, и он рано проявил себя как незаурядный музыкант. Он играл на шести инструментах и сочинял музыку с 10-ти лет. Неизгладимое впечатление от публичного диспута в Вюрцбурге, где Брентано отстаивал необходимость научного подхода к философии, и совет Брентано поступить к Лотце в Геттинген обратили его к изучению физики и физиологии. Получив в 1868 году докторскую степень по философии («Платон и теория блага»), он вернулся в Вюрцбург к Брентано и продолжил образование в области философии и теологии, поступив в католическую семинарию. Но идеи Брентано помешали ему стать священником. В 1870 году он получил место преподавателя в Геттингене, где общался с Вебером и Фехнером, с которым обсуждал проблемы единства сознания и занимался экспериментами в области золотого сечения. В 1873 году, в возрасте 25-ти лет он стал преемником Брентано в Вюрцбурге. Здесь он приступил к работе над своей «Tonpsychologie». В 1874 году он посетил Лондон. С 1879 года он - профессор в Праге, где среди его коллег А.Марти, Э.Мах и Э.Геринг. Здесь он заканчивает свою «Tonpsychologie», опубликованную в 1883 году. За год до этого его посетил Уильям Джемс – одно из самых значительных событий в предыстории феноменологии. После трех дней непрерывных разговоров между ними возникла переписка, продолжавшаяся до самой смерти Джемса в 1910 году. С 1884 года Штумпф - профессор в Галле. Сюда к нему по рекомендации Брентано на должность приват-доцента приехал Э.Гуссерль, ставший его учеником, а позднее сподвижником, и посвятивший ему свои «Логические исследования». В Галле Штумпф занимался экспериментами по смешению тонов на кафедральном органе и начал изучать примитивную музыку. С 1889 года он – профессор в Мюнхене, где ему предоставили необходимое оборудование,и он основал свою экспериментальную лабораторию. Здесь он завершил второй том «Tonpsychologie». В 1894 году, в 46 лет, он занял кафедру философии в Берлине, где его коллегами стали Гельмгольц, Эббингауз и Дильтей. Он принял участие в организации психологического института, стал соучредителем общества детской психологии, а также Фонографического архива с коллекцией более 10 тыс. записей примитивной музыки. Он основал фонд акустики и музыковедения, собирал фольклор у пленных, возглавлял комитет по изучению феномена «умного Ганса» (лошади, выстукивавшей ответы на математические задачи) и сумел объяснить этот феномен. В 1896 году он - Президент (совместно с Т.Липпсом) 3-го Международного психологического конгресса в Мюнхене, в 1907-1908 гг. - ректор Берлинского университета. В 1921 году Штумпф ушел в отставку, передав кафедру В.Келеру, и занялся проблемами гносеологии, придя, в конечном счете к спинозианскому пантеизму.
Главный труд Штумпфа – двухтомный труд «Tonpsychologie» - самый значительный и грандиозный по охвату вклад в психологию слухового восприятия после Гельмгольца. Он выделил и изучил психологические феномены синтеза звуков, предвосхитил принцип гештальта («целое не является суммой составляющих его частей»), выдвинул теорию гармонии, сформулировав ее законы, сделал многочисленные открытия в психологии музыки, в частности исследовал субъективные тона, двойное слышание, удлинение октавы и мн. др. Он исследовал восприятие звуков речи и сочетание гласных и осуществил новаторское кросс-культуральное исследование примитивной музыки. Своими исследованиями он доказал правоту основных положений своего учителя Ф.Брентано. Так, следует отличать акт слышания (функция) от воспринимаемого тона (содержание сознания), первое – предмет психологии, второе – феноменологии, как философской дисциплины [ Феноменология, по Штумпфу, фундаментальная пропедевтическая наука, построение которой станет основой частных наук о природе и человеке. Ее задача – описание, эмпирическое исследование первичных и вторичных феноменов вне зависимости от причинных отношений. Феномены не подлежат сведению к более элементарным единицам в силу их структурных свойств. ].
В знаменитой полемике – столкновении двух принципиально разных методологических подходов: вундтовского (строго придерживавшегося анализа грандиозного числа элементарных искусственно организованных данных, с расщеплением содержания сознания на элементарные единицы), и феноменологического подхода Штумпфа (оперирующего естественными целостностями содержаний сознания у профессиональных музыкантов), совершенно разные результаты самонаблюдений испытуемых доказали противоестественность атомизации содержаний сознания.
Штумпф различал две категории функций (актов): интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Последние состоят из противоположных пар: радость - печаль, желание -отвержение, стремление (поиск) - избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, названные им «чувственными ощущениями» или «ощущениями чувств» (gefuhlsempfindungen, 1907, 1916). Его когнитивная теория эмоций, по признанию ряда современных исследователей (1992), во многом опережает нынешние представления многообразием подходов, нюансировкой и намного большей ясностью анализа.
Итак, знание должно быть получено из анализа эмпирического материала, а не из анализа понятий. Анализ этого материала посредством мысленного, а затем и реального экспериментирования позволяет открыть структурные связи между элементами. Штумпф настойчиво утверждал, что это не индукция в духе Дж.Ст.Милля. Еще до Гуссерля он отвергал не только психологизм, как сведение всех эпистемологических и других вопросов к психологическим, но и антипсихологизм неокантианцев - «шоры на глазах противопоказаны везде». Свои труды Штумпф характеризовал как феноменологическую пропедевтику психологии, а не психологию. И это действительно была новая самостоятельная область знаний, - пред-наука, первая ступень исследования в любой науке, так как ни одна наука не может возникнуть без предварительного тщательного описания и организации исходного материала. С этого должны начинаться учебники по любой естественной и гуманитарной науке. Честь первого ясного указания на это, согласно Штумпфу, принадлежит его коллеге по Праге выдающемуся физиологу Эвальду Герингу. Штумпф первым представил примеры феноменологической Wesensshau – интуиции (материальных) сущностей, он открыл структурные закономерности строения феноменов, фундаментально отличные от простого индуктивного обобщения и более валидные, чем такое обобщение. Но в отличие от Гуссерля он при этом еще не применял очищающую процедуру феноменологической редукции.
Штумпф был выдающимся педагогом, предоставлявшим независимость своим многочисленным ученикам, самые прославленные из которых Эдмунд Гуссерль, Вольфганг Келер, Курт Кофка, Макс Вертхаймер и Курт Левин.
Валентайн Е.Р. // Психология.Биографический библиографический словарь под ред. Noel Sheehy, etc. L-NY, 1997; С-Пб, 1999.
Михайлов И.А. - Новая филос. энц. 4-й том М, 2001
Шпигельберг Герберт– Феноменологическое движение. М., 2002.
Ярошевский М.Г. // История психологии в лицах. Персоналии, М., 2005