$title="Что могут профессионалы..., если захотят"; $description=""; $pre="suic.htm"; $next="apa.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
20 апреля 2009 г. в Москве состоялось заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М.Миронове на тему: «Актуальные проблемы оказания медицинской и социальной помощи лицам с психическими расстройствами». Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.А.Петренко пригласила специалистов НПА России выступить на заседании с докладом.
В работе заседания приняли участие Председатель Совета Федерации С.М.Миронов, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Генпрокуратуры, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и общественных организаций.
В выступлениях отмечалось, что показатель заболеваемости психическими расстройствами в России достигает 25% от численности населения при среднем мировом показателе около 15%. В психоневрологических учреждениях РФ на конец 2008г. зарегистрировано 6 млн. больных с психическими расстройствами. Число инвалидов вследствие указанных расстройств в 2008 г. превысило 1 млн. человек, что составляет 7,7% от общего числа инвалидов в стране. В структуре инвалидности психические расстройства занимают 4-е место, уступая сердечно-сосудистым заболеваниям, злокачественным новообразованиям и травмам. По своей продолжительности инвалидность по психическому заболеванию занимает 1 место среди всех заболеваний. Большинство психически больных, утративших трудоспособность, становятся инвалидами в молодом и среднем возрасте (25% в возрасте до 29 лет, 70% - до 40 лет). Почти 95% такого рода инвалидов остаются на пенсионном обеспечении пожизненно. 94,2% психически больных имеют инвалидность I или II группы.
По данным Научного центра психического здоровья РАМН, большинство родственников психически больных (75%) скрывают факт психического заболевания в семье, ограничивают социальные контакты, потому что если этот факт становится известным, семья подвергается социальной дискриминации.
В течение последних лет, как указывали выступающие, на базе ряда ПБ и ПНД начата работа по внедрению бригадных форм оказания психиатрической помощи и психосоциальной реабилитации. Эта организационная форма, направленная в конечном итоге на каждого пациента, должна включать в себя комплекс мероприятий, в обеспечении которых помимо лечащего врача-психиатра, но под его руководством, принимают участие психолог, специалист по социальной работе, социальный работник, средний медперсонал, получивший дополнительную подготовку. Бригадные формы работы предусматривают также активное сотрудничество профессионалов с семьями пациентов, общественными организациями, работающими в области психиатрии. Предполагается, что деятельность бригад, состоящих из перечисленных специалистов, будет способствовать профилактике повторных госпитализаций и длительности пребывания пациентов в психиатрических стационарах.
До сих пор нерешенными были названы следующие базовые проблемы:
- низкий уровень диагностики, поздняя выявляемость психических расстройств и отсутствие лечения на ранних стадиях развития болезни;
- отсутствие производства в России большинства психотропных средств;
- отсутствие утвержденных стандартов помощи пациентам с психическими расстройствами;
- ограниченные бюджетные возможности для обеспечения преемственности терапии на стационарном и амбулаторном этапах, а также для долгосрочной постоянной терапии эффективными лекарственными средствами, в т.ч. пролонгированными формами;
- недостаточный охват пациентов с психическими расстройствами медикаментозной терапией в связи с высоким уровнем выхода пациентов с психическими расстройствами из программы ОНЛС;
- низкий уровень вовлечения лиц с психическими расстройствами в социальные и трудовые процессы общества; отсутствие эффективных программ занятости данной категории населения, а также программ самопомощи этим пациентам и членам их семей, практическая ликвидация института лечебно-трудовых мастерских. По экспертным оценкам, не менее 20% инвалидов в связи с психическим расстройством могли бы работать, но работают лишь 3-5%. Обычные предприятия не заинтересованы в труде инвалидов, даже квотирование рабочих мест для них не дает реальных результатов, поскольку больным предлагаются просто деньги без трудового участия, что способствует развитию социального паразитирования этих лиц.
- необеспеченность общежитиями для психически больных, утративших социальные связи.
В настоящее время только в 30 из 83 субъектов РФ приняты и реализуются региональные целевые программы по совершенствованию психиатрической помощи.
С докладом на тему: «Возможности профессиональной общественной организации в защите прав граждан с психическими расстройствами» на заседании выступила руководитель юридической службы НПА России Ю.Н.Аргунова. Она отметила, что ставя на обсуждение вопрос об актуальных вопросах оказания помощи лицам с психическими расстройствами, организаторы заседания, обозначив в названии темы медицинские и социальные аспекты, упустили другую важнейшую составляющую — оказание правовой помощи таким гражданам. Нет ни одной другой отрасли медицины, которая бы так тесно переплеталась с вопросами права, как психиатрия. Законодательное обеспечение прав больных, проблемы их соблюдения, организация правовой помощи, защита нарушенных прав и интересов — не менее актуальные вопросы, и они должны находиться в числе приоритетных.
Никакое другое общественное объединение не обладает столь широким диапазоном возможностей в этой сфере, как профессиональное общественное объединение, к которому принадлежит и НПА России. Между тем активная разносторонняя, а, главное, результативная правозащитная деятельность для таких организаций — явление редкое. Профессиональные психиатрические сообщества заняты, в основном, организацией семинаров, конференций, изданием сборников трудов.
Докладчик рассмотрел направления (методы, средства) правозащитной деятельности Ассоциации, представляющей собой систему и осуществляемой посредством следующих видов деятельности:
1) нормотворческая — в рамках ст. 33 Конституции РФ и ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» Ассоциацией были направлены Федеральному Собранию:
- предложения по совершенствованию норм ГПК, Закона о психиатрической помощи, законодательства о нотариате в связи с наличием в них многочисленных пробелов и противоречий (2007 г.);
- предложения в виде законопроекта о внесении изменений в УПК и ГПК РФ, ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, направленные на реализацию прав граждан при назначении и производстве СПЭ, повышение уровня экспертных заключений, обеспечение исследования этих заключений с участием сторон в суде и их объективной оценки судом (2008 г.);
- аналитический доклад по вопросам соответствия законодательства РФ, регулирующего права граждан с психическими расстройствами, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также рекомендациям Комитета Министров Совета Европы с предложениями по совершенствованию норм ГК, ГПК, ФЗ «Об опеке и попечительстве» (2009 г.)
В качестве членов Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ представители НПА участвовали в разработке законодательной и нормативной базы по созданию службы защиты прав пациентов; по внесению дополнений в Закон о психиатрической помощи, связанных с реализацией Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Ракевич против России»; по вопросам правового регулирования недобровольной госпитализации в психиатрический стационар лиц, обладающих неприкосновенностью, и др. (2006-2009г.).
Усилиями НПА удалось:
1) отменить не соответствовавшую закону норму, содержавшуюся в Инструкции Генпрокуратуры об обращениях граждан и нарушавшую права недееспособных; 2) отменить приказ Минздравсоцразвития о контроле за оказанием психиатрической помощи, как противоречивший закону и не прошедший обязательную регистрацию в Минюсте России; 3) внести изменения в утвержденные Минздравсоцразвития правила оформления листков нетрудоспособности для лиц, страдающих психическими расстройствами, для обеспечения сохранения врачебной тайны.
2) исследовательская: проведение мониторинга законодательства и правоприменительной практики, опросов экспертов из числа психиатров, пациентов, риэлторов и др., позволяющих получить информацию о соблюдении прав граждан с психическими расстройствами, а также об имеющихся пробелах и противоречиях в законодательстве;
3) экспертная: участие в производстве СПЭ по уголовным и гражданским делам по определению суда; проведение не судебных экспертиз при участии юриста, отвечающего за правовой аспект заключения; подготовка заключений (пояснений, консультаций) специалиста, которые граждане представляют в суд, органы опеки, на МСЭК и другие инстанции как доказательство с целью защиты своих интересов;
4) контрольная — в соответствии со ст. 46 Закона о психиатрической помощи а также ст. 41 ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»: участие в инспекционных комиссиях по проверке оснований недобровольных стационирований, помещений в ПНИ и др.;
5) издательская: ведение постоянной рубрики «Психиатрия и право» в издаваемом Ассоциацией Независимом психиатрическом журнале; издание пособия, специально посвященного правам психически больных и способам их охраны и защиты;
6) образовательная: чтение циклов лекций для врачей, работников органов опеки, потребителей психиатрических услуг и их родственников, как под эгидой НПА, так и в рамках образовательных программ вузов;
7) представление интересов граждан в суде при рассмотрении дел о признании их недееспособными, что позволяет обеспечить им специализированную юридическую помощь.
В планах НПА проведение экспертиз проектов нормативных актов на коррупциогенность.
Ю.Н.Аргунова