$title="150-летие Эдмунда Гуссерля"; $description=""; $pre="stumph.htm"; $next="mayer-gross.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
«Эдмунд Гуссерль оказал и продолжает оказывать самое устойчивое и глубокое влияние на современную мысль» (1). Из его непрестанно развивавшихся идей выросли феноменологический метод и новый тип философствования, феноменологическая философия и учение о «жизненном мире», а также многообразное разветвленное феноменологическое движение не только в философии, но фактически во всех точных, естественных и гуманитарных науках.
Эдмунд Гуссерль родился в апреле 1859 года в Просснице (Prostejov) в Моравии, тогдашней Австро-Венгерской империи, в еврейской семье, которая на протяжении столетий жила в этом местечке, в семье чиновника, вторым из четверых детей. В каких-то десяти киллометрах в то же время родились Зигмунд Фрейд (1856) и Христиан фон Эренфельс (1859). В гимназии в Вене, а затем Оломоуце он был худшим учеником, принадлежа к тому типу людей, которые развиваются очень медленно. 1876-1887 – студенческие годы Гуссерля. Первые три семестра он изучал астрономию в Лейпцигском университете. Здесь он особо выделяет знакомство с Томашом Масариком, будущим первым президентом Чехословацкой республики, который стал его старшим другом и наставником, будучи уже доктором философии. «Он помогал мне анализировать проблемы, предлагал пути развития независимой мысли и, прежде всего, излечил меня от ложного, вне-этического национализма». Масарик руководил его философским образованием, именно он обратил его внимание на учение и лекции Франца Брентано и посоветовал специально поехать в Вену. С 1877 года приходит страстное увлечение Гуссерля математикой, 6 семестров он занимается в Берлине, где его учителями становятся антагонисты Карл Вейерштрасс и Леопольд Кронекер, а по философии - Паульсен. Вейерштрасс пробудил в нем интерес к «радикальному обоснованию математики». В 1881 году Гуссерль едет в Вену, где часто посещает Масарика, под влиянием которого читает Новый Завет. В 1883 году он защищает диссертацию об исчислении вероятностей, возвращается в Берлин и становится ассистентом Вейерштрасса, но вскоре из-за болезни учителя возвращается в Вену, где в 1884-86 гг. слушает лекции Франца Брентано, которые определяют его профессиональную судьбу, особенно лекция о необходимости реформирования логики. Лето 1886 года он проводит с семьей Брентано, который рекомендует его Карлу Штумпфу. Под влиянием Масарика он принимает протестантство. В Галле он слушает лекции Штумпфа, с которым у него устанавливаются дружеские отношения, защищает диссертацию, становится приват-доцентом, женится. Большое значение имело для него и общение с создателем теории множеств Георгом Кантором. Здесь он публикует свою первую монографию «Философия арифметики» (1891), которая встретила резкую критику создателя математической логики Готтлоба Фреге за смешение психологии и логики. Действительно, работа поднимала сложнейшие вопросы взаимоотношения математического, логического и психологического. Гуссерль выводил основные понятия математики из определенных психологических актов, отслеженных в мельчайших подробностях, и опирался на «Систему логики» Джона Стюарта Милля. Критика Фреге радикально повлияла на Гуссерля, она повлекла рождение феноменологии.
С 1895 года Гуссерль начинает свою знаменитую непримиримую критику психологизма как релятивизма, выступает за изгнание его из логики и возвращение в его собственные границы. Гуссерль усматривал психологизм также в наивном натурализме и историцизме, которые релятивизируют как смысловые данности сознания, так и абсолютные идеалы и нормы. Эта критика составила 1-й том его «Логических исследований» (1900). Штумпф буквально отобрал у него рукопись, чтобы передать издателю. Гуссерль колебался, следует ли вообще ее публиковать. Здесь обнаружились депрессивные фазы, которые отмечались у Гуссерля до конца жизни и самые тяжелые из которых пришлись на 1906 и начало 1920-х гг.
Независимая критическая позиция Гуссерля привела к тому, что он необычно долго – 14 лет - оставался приват-доцентом, испытывая (при наличии троих детей) серьезные финансовые трудности. Все эти годы он был вынужден ежегодно подавать прошения в министерство о стипендии приват-доцента и дожидаться результата, не всегда положительного. В 1894 году ему разрешают именоваться профессором, и только в 1901 году прусское министерство согласилось учредить для него должность внештатного профессора в Геттингенском университете. Философский факультет этого университета отклонил приглашение Гуссерля как профессора. Но он все же был назначен, хотя государственную поддержку получил только спустя год.
Весной 1901 года выходит 2-й том «Логических исследований», где излагался феноменологический метод, - труд, признанный одним из главных философских произведений XX века. А осенью начинается его 15-летний геттингенский период. Признание приходит от молодого поколения философов. С 1902 года начинается активное общение с мюнхенской группой студентов Теодора Липпса, а с 1904 г - с ним самим. Вильгельм Дильтей начал вести семинар по «Логическим исследованиям» Гуссерля. В 1905 году выдающийся геттингенский математик Давид Гильберт собирает отзывы о заслугах Гуссерля у Эрдмана, Кюльпе, Липпса, Наторпа, Риля, Виндельбанда, чтобы добиться для Гуссерля места штатного профессора. Философский факультет энергично протестует против этого. Гуссерлю предлагают место в Галле, затем в Бреслау, его избирают членом-корреспондентом Баварской академии наук. Наконец, в 1906 году кайзер Вильгельм назначает его штатным профессором философского факультета Геттингенского университета. Ему пишет Фреге, к нему приезжает Гуго фон Гофмансталь, с которым завязывается переписка о феноменологическом и эстетическом созерцании. Он посещает Брентано во Флоренции. Уже к 1905 году Гуссерль разработал представления о «феноменологической редукции» и «феноменологии внутреннего сознания времени». С 1911 года понятие «феноменологии» стало отождествляться с именем Гуссерля. К этому году относятся его работы «Философия как строгая наука» и «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), так наз. «Идеи 1».
В 1910-1911 гг. лекции Гуссерля слушает Густав Шпет. Состоялось их «знакомство домами», продолжившееся перепиской. Шпет одним из первых откликнулся на «Идеи 1» своей монографией «Явления и смысл» (1914). Подробно изложив и обсудив их содержание, он указал на необходимость соответствующей разработки социального бытия, что получило одобрение Гуссерля. Из геттингенских учеников выделялись Г.Гофман, В.Шапп, А.Койре, Ж.Геринг. В Мюнхене последователями Гуссерля стали М.Шелер, А.Пфендер, М.Гайгер, Х.Конрад-Марциус, Р.Ингарден, Д. фон Гильдебрандт и мн. др. В период первой мировой войны у Гуссерля погиб сын и был тяжело ранен другой. Погиб и один из наиболее талантливых феноменологов Адольф Райнах. С 1916 года и до самой смерти в 1938 году Гуссерль жил в Фрайбурге и до 1928 года оставался профессором Фрейбургского университета. Здесь его снова окружали выдающиеся ученики: М.Хайдеггер и Эдит Штайн, которые были его ассистентами, а позднее Э.Левинас, А.Гурвич, М.Фарбер, Г.Г.Гадамер, К.Левит, Г.Маркузе, А.Швейцер, Ф.Степун и мн. др. Публичное признание Николаем Гартманом (преемником Пауля Наторпа, главы Марбургской школы неокантианства) своей солидарности с феноменологией - один из самых впечатляющих успехов феноменологического движения – Гуссерль встретил очень сдержано (он состоял с Наторпом в давней переписке). В течение 35 лет Гуссерль регулярно читал 4-х часовые лекции по программе и два раза в неделю 2-х часовые лекции по разрабатываемой им проблематике и вел еженедельный семинар.
На свое место Гуссерль рекомендовал Хайдеггера и многое сделал для его утверждения. Но услышав его вступительную профессорскую речь в 1929 году и вчитавшись в посвященное ему Хайдеггером «Бытие и время», испытал самое большое разочарование в своей жизни, - и этот ученик, как и Макс Шелер, - два самых выдающихся, - пошел своим, совершенно другим путем. С 1914 года Гуссерль развивает свою концепцию трансцендентального идеализма, - поворот, который не приняло большинство его учеников. В 1929 году Гуссерль публикует «Формальную и трансцендентальную логику», «Картезианские размышления», «Парижские доклады»... В 1933 году вступил в силу расистский закон о государственных служащих, и Гуссерль из-за своей национальности был вычеркнут из списка профессоров и даже лишен доступа в университет и его библиотеку. В том же году он получил приглашения от университета в Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, однако не принял его, так как оно не распространялось на двух его сотрудников. В 1935 году Гуссерль и его семья были лишены немецкого гражданства. Его приглашали в Вену и в Прагу, где планировалось основание Архива Гуссерля.
В 1935 году Гуссерль прочитал в Вене и Праге цикл докладов, опубликованных в 1936 году в Белграде - «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Здесь появляется понятие «жизненного мира» или само собой разумеющегося мира, мира жизненного опыта, изучение которого – дело «профанной феноменологии», то есть это не философская, а предфилософская задача частных дисциплин. Этот последний, четвертый этап развития его идей, пришедшийся на эпоху нацизма, вызвал их продуктивное развитие во многих гуманитарных дисциплинах. Из них выросла, в частности, феноменологическая социология Альфреда Шюца.
В 1938 году, вскоре после своего 79-летия, Гуссерль умер. Его гигантский архив (45 тыс. страниц) с большим трудом был перевезен францисканским патером Германом Лео ван Бреда в Католический университет Лувена (Бельгия). Публикация этого архива(«Гуссерлиана»), насчитывающая уже 38 томов, продолжается.
Больше всего возмущала Гуссерля «распря» философских школ, перебранка различных направлений «на огромном расстоянии от самих вещей». «Это же невыносимо: должна быть одна наука, одна философия!». Это устремление руководило Гуссерлем всю жизнь, и он создал особый метод и особую пред-науку – анализ и организацию самих фактов, общую для всех до всех отклонений и споров, и особый тип философствования, необходимый на этом этапе.
Бохенский Ю.М. - Современная европейская философия . М., 2000.
Ингарден Роман – Введение в феноменологию Э.Гуссерля. М, 1999.
Мотрошилова Н.В. - «Идеи-1» Э.Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.
Руткевич А.М. - Эдмунд Гуссерль // Философы XX века – М., 2004
Шпигельбергер Г. - Феноменологическое движение. М., 2002.