$title="XIV Консторумские чтения"; $pre="11-timo.htm"; $next="14-kirg.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
19 декабря 2008 года в Москве в Наркологическом диспансере №1 состоялась XIV ежегодная научно-практическая конференция «Консторумские чтения». Тема конференции «Психотерапия, единство и многообразие». Конференция, как и прежде, была организована Обществом клинических психотерапевтов НПА России (Председатель общества – М.Е.Бурно, Заместитель председателя – Б.А.Воскресенский). Как обычно, первые два отделения конференции (с перерывом на чай) содержали в себе доклады, обсуждения докладов, дискуссии. В третьем, вечернем, отделении Психотерапевтический реалистический театр (НПА России, Наркологический диспансер №1, кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии РМАПО) дал традиционный концерт. Как обычно, выступали пациенты и психотерапевты со своими произведениями или исполняя произведения друг друга. Не посвященному в жизнь театра (частицы Терапии творческим самовыражением) весьма трудно было определить, кто тут пациент, а кто психотерапевт. Руководитель театра М.Е.Бурно, художественный руководитель Елизавета Юльевна Будницкая.
Открывая конференцию, проф. М.Е.Бурно поздравил участников с тем, что удается и таким вот образом «сохранять наш оазис одухотворенной клинической психиатрической психотерапии, психотерапии, имеющей бесценные грани созвучия с феноменологическим методом и религией».- «К сожалению, на этот раз на нашей конференции не смог выступить профессор, священник Георгий Кочетков. Надеемся, что через год на подобной конференции будем с ним вместе».
В своем Вступительном слове Президент НПА России Юрий Сергеевич Савенко поздравил участников конференции с нашими продолжающимися Консторумскими чтениями (с портретом Семена Исидоровича на стене и уютным убранством конференц-зала). Юрий Сергеевич, говоря о многообразии психотерапии, подчеркнул важность невербального воздействия, отметил, что, например, все формы музыкальной деятельности могут работать психотерапевтически, превращаясь в особые лечебные методы. И вспомнил, как его «шеф», профессор Марк Самуилович Лебединский [ Лебединский М.С. (1895-1980) – московский психиатр, медицинский психолог, психотерапевт. ], в 70-е годы прошлого века предложил ему выступить на конференции против положения другого в то время «генерала психотерапии» профессора Николая Владимировича Иванова [ Иванов Н.В. (1907-1977) – горьковский (нижегородский) психиатр и психотерапевт. ] положения как раз о многообразии психотерапевтического опыта. Ю.С. Савенко, напротив, выступил именно за многообразие, вспоминая, в том числе, книгу Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта», за что и был обвинен шефом в «неразборчивости».
Психиатр-психотерапевт Антон Маркович Бурно в докладе «Состояние спонтанности в психотерапии» рассказал об особых состояниях спонтанности (например, вдохновение, азарт, влюбленность, «некоторые формы религиозного опыта»), объединенных тем, что 1) «связаны с продуктивной деятельностью без ощущения волевых усилий», 2) тем, что в них стирается разница между произвольными и непроизвольными действиями», и 3) тем, что «в них становится относительным различие между внутренним и внешним». В этих особых состояниях, по мнению докладчика, человек «не ощущает себя «независимым деятелем», «центром волевой активности», «сущностью, способной к самоопределению». Именно этим такие состояния «противостоят «обычному» самоощушению». «В состояниях спонтанности человек, наоборот, чувствует себя не-отдельным от того, что шире его ограниченного «эго», включенным в сеть широких взаимозависимостей, по отношению к которой его воля не является независимой частью». Докладчик рассказывал «об использовании опыта переживания спонтанности» в методе дифференцированной когнитивной терапии, который он разрабатывает. «Представление о самоопределяющейся воле» рассматривается в этом методе как «основное «патогенное» иррациональное суждение». Опыт спонтанных состояний наряду с другими приемами помогают преодолеть это представление или снизить его актуальность».
В докладе клинического психолога Александра Борисовича Павловского и психиатра Сергея Игоревича Перминова «Элементы терапии творческим самовыражением в старческом отделении Преображенской психиатрической больницы» – о том, что повышать (освещать) качество душевной жизни тяжелых больных с выраженным сосудистым снижением личности удается, предлагая им сравнивать («что мне ближе, созвучнее, где больше именно моего движения души») знакомые с детства картины известных художников (например, пейзаж Шишкина и пейзаж Рериха), соединенные с характерологически созвучной каждой картине музыкой. Этот выбор (с помощью работы индивидуальности) уже помогает почувствовать себя собою и тем оживляет, посветляет душу.
В докладе заслуженной артистки России и психолога Татьяны Владимировны Куинджи, клинического психолога Татьяны Викторовны Николаевой, психиатра-психотерапевта Бориса Аркадьевича Воскресенского и психиатра Татьяны Константиновны Шемякиной «Опыт психотерапевтического вокального тренинга с больными общепсихиатрического отделения» – о том, что голос выражает «Я» человека. Вернуться к своему голосу, обрести свой голос – значит обрести свое «Я», «прежде молчащее или слишком тихое и неуверенное». Пение несет в себе и «младенческий крик», непосредственно выражающий «организмический статус» человека, его «переживание мира», и, в то же время, пение – «сложно организованный психофизический процесс. Поэтому в пении возможно «пережить состояние целостности, единения своего «Я» – духовного и организмического». Вокальные техники подобны медитативным. Клиницизм работы сказывается и в том, что агрессивным пациентам предлагается, например, совместное, с взаимным общением, «чтение по ролям, дабы выразить себя так, чтобы быть «правильно понятыми», пропеть свой гнев, в том числе «от лица животного». Тревожные пациенты, по возможности, активно, с «групповой поддержкой», выражают себя в пении. С «хоровой поддержкой» исполняется «желаемое состояние». И т.д. Хор пациентов для целительного возвышения души исполняет непременно классическое.
В докладе клинического психолога Марии Евгеньевны Сиснёвой, психиатра Татьяны Константиновны Шемякиной, психиатра-психотерапевта Бориса Аркадьевича Воскресенского «Арт-терапевтическая работа с ресурсными состояниями психически больных» рассказывается о групповой «арт-терапевтической» работе (открытая группа) с пациентами в стационаре. По-видимому (отмечу здесь от себя – М.Б.), речь идёт скорее о просто более или менее сложном «вовлечении в интересную и содержательную творческую деятельность как таковую», о «поддержании уже существующих у пациента творческих навыков». Эта работа помогает больным приспособиться к жизни среди людей после выписки. Итог работы в стационаре – возможное «повышение самооценки, достижения пациентами более высокого уровня принятия и понимания себя» («Вот я какой!»).
В докладе психиатра-психотерапевта Валерия Борисовича Гурвича «Разгрузочно-диетическая терапия как способ преодоления резистентности к психотерапии» рассказывалось о том, что «исследование психологических и психотерапевтических аспектов в процессе лечебного голодания проводилось у больных с психическими и психосоматическими заболеваниями». Отмечено в докладе, что «лечебное голодание является комплексным психологическим и биологическим воздействием, причем психологическое воздействие является первичным». Именно российскими учеными фундаментально изучен «психотерапевтический аспект при этом методе». Обнаружено «повышение доступности к психотерапии после кислотного криза у больных, ранее резистентных к психотерапии». Появилась возможность применять в этих случаях различные методы психотерапии, способствовать «переходу личностной мотивации у многих пациентов на уровень духовных ценностей».
Психиатр-психотерапевт Алла Владимировна Александрович в докладе «Психотерапевтические техники и психотерапевтическое переживание: клинико-психотерапевтический случай» противопоставила техническому психотерапевтическому подходу (например, практика НЛП) с «отстраненностью психотерапевта от переживаний пациента», подходу, показанному большому кругу пациентов, «откликающихся» лишь на такого рода «подстройку» к пациенту, помогающую ему таким образом «решать свои проблемы», – противопоставила подход с «вовлеченностью психотерапевта в переживания пациента». В последнем подходе техники – вспомогательное, иногда лишь «украшающее» главное, сущностное, в этой глубокой психотерапии («психотерапевтическое переживание»). Сегодня, как полагает автор, многие более или менее сложные душой пациенты нуждаются именно в этой «вовлеченности психотерапевта в их переживания, в утешении. Зачастую психотерапевт оказывается единственным человеком, которому пациент может рассказать себя». В подтверждение этому Алла Владимировна привела клинико-психотерапевтический случай из своей практики.
Григорий Юрьевич Канарш, ученый-политолог, сделал доклад: «Клинико-психотерапевтическая история в кинокартине Вима Вендерса «Алиса в городах». Докладчик полагает, что германский режиссер «в клиническом преломлении показал проблему «фундаментального одиночества» (экзистенциальной изоляции (И.Ялом))». Григорий Юрьевич приходит к выводу: экзистенциальные переживания главного героя фильма «свойственны в большей степени людям аутистического склада и свидетельствуют скорее о его аутистичности» (об одном из вариантов аутистичности).
Психиатр-психотерапевт Любовь Александровна Тарасенко в докладе «О варианте индивидуальной Терапии творческим самовыражением для «трудных» дефензивных пациентов» рассказывала о своих новых приемах в этой области врачевания. Пациенты, не способные заниматься в группе творческого самовыражения, изучают с помощью врача особенности своего характера, хронического душевного расстройства, работая с учебником «О характерах людей» и пытаясь творчески по-своему общаться с произведениями искусства, созвучными и не созвучными им. Это описания природы русскими писателями-классиками (с разными характерами), портреты, созданные живописцами. При этом применяется усложненное сравнивание. Например: «Каким людям (портреты – М.Б.) было бы хорошо в течение долгих лет быть вместе друг с другом?» Одухотворенно-размышляющая работа такого рода помогает глубоко застенчивым пациентам (и вне тягостных для них групповых занятий) отчетливее осознанно чувствовать себя собою, свой характер и свою уникальность-неповторимость. Все это способствует становлению в душе пациента более или менее целительного творческого вдохновения с поиском посильного целительного жизненного смысла. «То есть это не просто обогащение души, а моя «спонтанность» (в смысле А.М.Бурно): как мне жить, что делать, что для меня естественно, как выбраться из каши переживаний».
Инга Юрьевна Калмыкова, психиатр-психотерапевт, в докладе «О повышении качества душевной жизни больных шубообразной шизофренией в Терапии творческим самовыражением» рассказывала о сегодняшней насущной психотерапии в большой психиатрии, психотерапии больных шизофренией в трудное для очень многих из них, несмотря на стандарт психотропных препаратов, послешубное время депрессивно-неврозоподобной и лекарственной скованности. Метод Инги Юрьевны имеет целью, по возможности, осветить душевную жизнь этих больных посильным путеводным лучом жизненного смысла в разнообразных творческих занятиях, сообразных особенностям души пациентов, с посильным изучением этих своих особенностей. Кроме всего прочего, это, как считает докладчик, сообщит больным живость, охоту для различных дел по самообслуживанию, практической помощи близким, участия в трудовой, общественной жизни и т.п. (психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация). Рабочие приемы творческого оживления, осветления души хронических душевнобольных (с нередкими дефектом и инвалидностью в этой обширной группе) имеют свои важные особенности, сообразно клинической картине. Об этих особенных приемах, открытых и разработанных автором доклада, рассказывалось в докладе и с помощью выразительных слайдов, как это происходило и в предыдущем докладе Л.А. Тарасенко.
Доклады сопровождались вопросами участников конференции, дискуссиями, обобщениями председателей. Так, Воскресенский, председательствовавший на 2-м отделении конференции, вспомнил суждение Николая Бердяева о том, что на Западе жизнь дается в теории, а в России – в своей первозданности. Видимо, поэтому, – предположил Борис Аркадьевич, – у нас и сохраняется клиницизм в психиатрии и психотерапии. Совершенно с этим согласен.
М.Е.Бурно