$title="Троицкой психиатрической больнице 100 лет"; $pre="14_belousova.htm"; $next="16_ostroglazov.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Исполнилось 100 лет одному из крупнейших в нашей стране психиатрическому стационару – психиатрической больнице № 5 Департамента здравоохранения г.Москвы – стационару, имеющему свое лицо, свой уникальный, по сути беспрецедентный в мировой практике опыт работы с опасным психиатрическим контингентом в столь большой концентрации (все 2010 штатных коек для принудительного лечения, в т.ч. 1540 – специализированного типа).
Больница была построена в с.Троицкое Московской области (сегодня – Чеховский р-н Московской области), и 28 сентября 1907 г. приняла первых пациентов.
С момента своего основания в 1907 году она имела специализированный характер, т.к. «…должна использоваться для содержания и призрения душевнобольных – особо опасных преступников, как осужденных, так и находящихся под следствием; для испытания умственных способностей лиц, помещенных судом; а также для призрения и пользования душевнобольных неизлечимых и опасных для общества» (Из положения о больнице 1907 г.).
За свой век она видела смену трех общественно-экономических формаций – Самодержавную Россию, Союз социалистических Республик, и современную демократическую Российскую Федерацию, пережила гражданскую и две мировые войны, периоды репрессий, застоя и перестроек, воинствующий атеизм и возвращения к вере.
Менялись названия больницы, соподчиняемость ее то Московскому, то Московскому областному здравоохранению, однако ее предназначение – лечение опасных психически больных оставалось неизменным.
В 1919 году она именуется как «Московская психиатрическая колония», в 1935 – «Московская загородная психиатрическая больница», и только с середины 50-х годов стала называться психиатрической больницей № 5 в системе Московского здравоохранения.
Принудительное лечение, как мера медицинского характера, введено в больнице с 1928 года. Количество этих пациентов было незначительным, и они содержались в общепсихиатрических отделениях.
С момента открытия первостепенное значение придается лечению душевнобольных, их содержанию в наименее для данной категории опасных пациентов ограничительных условиях. Внедряются в практику современные на то время методы лечения: физиотерапевтические процедуры (ванны, души, электротерапия, массаж), большое внимание уделяется фармакотерапии и вопросам социальной реабилитации.
В 30-е годы пациентов консультируют известные психиатры: Василий Алексеевич Гиляровский, Михаил Осипович Гуревич, Аким Осипович Эдельштейн и др. В 1940 М.О. Гуревич создал здесь клиническую базу Первого Московского мед. института, где он заведовал кафедрой психиатрии. В практику лечения больных вводится инсулин, лечение камфарой и апоморфином, применяется прерывистый амиталовый сон, бромистые клизмы и мединал.
В 1955 году в больнице было открыто медицинское училище, а с 1981 года на ее базе работает филиал повышения квалификации средних медработников. В настоящее время кадровая проблема с медицинскими работниками решена полностью.
Новый этап развития больницы начался в 1972 году с приходом на должность главного врача Владимира Николаевича Козырева. На передний план в лечебных мероприятиях были поставлены вопросы реабилитации, создания в отделениях активизирующей психотерапевтической среды. Разрабатываются методы активной трудовой терапии, активно начинают решаться вопросы социально-правовой помощи пациентам. Улучшается материально-техническое обеспечение, приобретаются современная медицинская аппаратура, медицинская мебель, спортивный инвентарь и т.д. В практику вводится широкий фармакотерапевтический ассортимент.
С 1975 года по инициативе оргметодотдела по психиатрии г.Москвы, который возглавляли в то время Вячеслав Павлович Котов и Галина Михайловна Румянцева в больнице начинается концентрация принудительного лечения. Это была попытка нивелировать огромное количество внутрибольничных чрезвычайных ситуаций, которые создавали эти больные в Московских психиатрических стационарах, куда они направлялись в общем порядке по участково-территориальному принципу.
В этом плане концентрация всех пациентов региона на принудительное лечение в одном стационаре (отделении) оказалась оправданной, сократив в разы количество внутрибольничных ЧП.
В 1975 г. было 500 коек для принудительного лечения, 1976 г. – 800, 1978 г. – 1000, 1979 г. – 1150, 1982 г. – 1450, 1988 г. – 2010 – произошло полное перепрофилирование на принудительное лечение общего и специализированного типов.
В своей работе больница взаимодействует с психиатрическими стационарами г.Москвы и рядом региональных психиатрических стационаров, научно-исследовательскими центрами, кафедрами психиатрии, ГНЦССП им. В.П.Сербского, службой ФСИН и т.д. На ее базе проводятся клинические конференции, межрегиональные совещания по вопросам принудительного лечения. Ее врачи выезжают в другие регионы для обмена опытом по вопросам методологии принудительного лечения.
Особое значение в настоящее время придается оказанию пациентам социальной помощи.
Самое главное, что необходимо отметить в 100-летний юбилей – это самоотверженный труд сотрудников, чей высокий профессионализм и гражданское мужество, уважение к пациентам, смелость и самоотдача позволяют больнице стать современным крупным специализированным психиатрическим стационаром г.Москвы и России.
Заместитель главного врача по медицинской части
Ю.Т. Каганович
От редактора. В живописнейшей местности, в 70 км от Москвы, где Борис Пастернак написал свой первый стихотворный сборник (дер. Молоди), в 10 км от станции Столбовая, по пути в Чехов (Лопасню), неподалеку от усадьбы Черткова, где часто бывал лев Толстой, расположились две самые большие психиатрические больницы центрального региона России: Областная психиатрическая больница им. В.И.Яковенко и Городская психиатрическая больница № 5( Троицкое-Антропово), а еще в 10 км – Городская психиатрическая больница № 2 им. О.В.Кербикова (Добрыниха) – база Центра им. В.П.Сербского.
Троицкая больница изначально строилась как окружная, одна из так называемых больниц-монстров, в силу своей огромности. Мастерский архитектурный проект сделал ее похожей на замок, приветливый для одних и мрачный для других – ее обитателей. Ведь здесь осуществляется принудительное лечение психически больных со всей Москвы.
Здесь традиционно был сильный врачебный коллектив, хранивший старые, еще дореволюционные установления, сюда регулярно приезжали самые видные консультанты.
Переведенный сюда в 1973 году из Ленинградской спецпсихбольницы строгого режима («на Арсенальной») генерал П.Г.Григоренко был впечатлен доброжелательным отношением к себе врачей.
Такого рода традиция в столь трудных условиях – главное, чем можно гордиться и что важно продолжать.