$title="Приказ Минздравсоцразвития России отменен"; $pre="07_arg2.htm"; $next="09_obezyan.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
В июле прошлого года НПА России направила министру юстиции РФ, а также министру здравоохранения и социального развития РФ письмо следующего содержания:
Независимая психиатрическая ассоциация России доводит до Вашего сведения, что ряд нормативных актов Минздравсоцразвития России, содержащих правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в законодательных актах РФ, а также механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан, не проходят обязательную государственную регистрацию и не публикуются. Данные о них отсутствуют в информационных базах данных (например, «Консультант-плюс», «Гарант», «Эталон»). Тем самым нарушаются Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», а также постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Это относится, в частности к приказу Минздравсоцразвития России от 30 мая 2006 г. № 429 «Об утверждении Порядка [ Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Такой нормативный акт как «порядок» в указанных Правилах и в Разъяснениях о их применении, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88, не предусмотрен. ] осуществления контроля за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений по оказанию психиатрической помощи». Этот приказ был издан во исполнение постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 462, определившего в качестве цели такого контроля — реализацию прав граждан и установившего контроль федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ: за обеспечением своевременного информированного добровольного согласия граждан, страдающих психическими расстройствами, на лечение или отказа от него; за соблюдением порядка и условий оказания психиатрической помощи; за организацией лекарственного обеспечения и питания граждан, страдающих психическими расстройствами; за соблюдением порядка обжалования действий медицинского и иного персонала психиатрических и психоневрологических учреждений по оказанию психиатрической помощи.
Минздравсоцразвитию было поручено утвердить порядок осуществления такого контроля совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Однако в приказе министерства ни о каких других органах не упоминается.
В приказе отсутствует перечень требований к психиатрическим учреждениям при оказании ими психиатрической помощи с указанием норм законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых подлежит проверке. Не раскрываются понятие и виды «мероприятий» по контролю и что под ними подразумевается (указана лишь «основная» форма контроля).
Понятие врачебной тайны в приказе не соответствует ч. 1 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Не определена процедура «доступа» членов проверочной комиссии к меддокументации при том, что обеспечение такого доступа вменяется в обязанность администрации учреждения.
Данный приказ, не прошедший госрегистрацию и не опубликованный, исходя из п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 не должен влечь правовых последствий как не вступивший в силу и не должен служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в нем предписаний.
Тем не менее в целях реализации этого приказа Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития издала затем свой приказ от 10 июля 2006 г. № 1574-Пр/06 «О контроле за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений».
НПА России просит обеспечить рассмотрение нашего обращения и принять надлежащие меры.
Президент НПА России Ю.С.Савенко
Руководитель юридической службы НПА России Ю.Н.Аргунова
Зам. директора Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста России в своем ответе на наше обращение подтвердил, что данный приказ на госрегистрацию в Минюст в установленном порядке не поступал, о чем Минюст направил соответствующий запрос в Минздравсоцразвитие.
Спустя 4 месяца в декабре 2007 г. НПА получила дополнение к ответу Минюста, в котором указывалось, что приказ от 30 мая 2006 г. № 429 отменен приказом Минздравсоцразвития от 29 ноября 2007 г. № 730.
Примечательно, что приказ № 730, так же как и приказ № 429, отсутствует в информационной базе данных «Консультант-плюс». Пора, наконец, Минздравсоцразвитию издать (и опубликовать в «Российской газете») приказ о порядке опубликования своих нормативных актов как нуждающихся, так и не нуждающихся в государственной регистрации, как это давно сделали другие ведомства.
Ю.Чайка еще будучи министром юстиции, выступая перед руководителями юридических служб министерств и ведомств, очень точно заметил: «Для нерадивых чиновников на местах приказ (инструкция) — это прямое руководство к действию, а закон — лишь общее понятие». Чтобы обуздать подобные нарушения установленного порядка подготовки и регистрации актов, Минюст обратился в Правительство с предложением о предоставлении министру юстиции права вносить ходатайство в Правительство о привлечении виновных к ответственности, вплоть до увольнения. Такая перспектива может вполне ожидать и чиновников Минздравсоцразвития.
Итак, благодаря усилиям НПА одним ведомственным актом, невнятным по содержанию, сокрытым от госрегистрации и населения и нарушающим по сути права пациентов, стало меньше.
Этот случай весьма поучителен не только для Минздравсоцразвития, издающего нормативные акты низкого уровня, игнорируя требования закона, но и для профессиональных общественных объединений врачей-психиатров и других специалистов, работающих в психиатрии, а также иных общественных объединений в плане приобретения навыков осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи. Такой контроль, как мы видим, может и должен выражаться в более широком диапазоне действий, чем это определено в ст. 46 Закона о психиатрической помощи.
Ю.Н.Аргунова