$title="XIII Консторумские чтения"; $pre="16-jupiter.htm"; $next="18-etica.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
14 декабря 2007 года в Москве в Наркологическом диспансере № 1 состоялась XIII ежегодная научно-практическая конференция «Консторумские чтения». Тема - «Психотерапия и современная культура». Конференция, как и прежние, была организована Обществом клинических психотерапевтов НПА России (Председатель Общества – М.Е. Бурно, заместитель председателя – Б.А. Воскресенский). Как обычно, два отделения конференции (с перерывом на чай) содержали в себе доклады, обсуждения докладов, дискуссии. В третьем, вечернем, отделении Психотерапевтический реалистический театр (НПА России, Наркологический диспансер № 1, кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии РМАПО) дал концерт. Со своими произведениями или читая друг друга выступали пациенты и психотерапевты (руководитель Театра – М.Е. Бурно, художественный руководитель – Елизавета Юльевна Будницкая).
Президент НПА России Юрий Сергеевич Савенко в своем Вступительном слове отметил плачевно-тягостное состояние сегодняшней культуры (смакование садизма, «рассуждения об экскрементах», «дать себя изнасиловать орангутангу», инцест в детских книжках и т.п.). Низвержение нравственных канонов с золотыми медалями за освоение этих новых территорий. Остается, опираясь на нравственные основы Феноменологии и Клиницизма, помогать нашим пациентам обретать в процессе психотерапии подлинную культуру в душе, надежную почву под ногами.
В докладе психиатра-психотерапевта Бориса Аркадьевича Воскресенского и студентки 6 курса РГМУ Александры Владимировны Ялтонской «Психотерапия как феномен культуры» «предмет психотерапии» рассматривается «с точки зрения клинического метода». Клинический метод понимается как «познание больного путем его исследования на основе определенного понимания патологии». При этом, в зависимости от наличия или отсутствия «психопатологических проявлений», докладчики говорят о «клинической психотерапии» («воздействует на “здоровое” среди “больного”») и «неклинической психотерапии» («укрепляет “здоровое”»). Под культурой в докладе «понимается совокупность духовных и материальных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов человеческой деятельности». Психотерапия «отражает в себе особенности социо-культурной ситуации того или иного временного отрезка» и, в то же время, «неизбежно меняет окружающую действительность в соответствии со своими воззрениями». В заключение докладчики отметили «основные тенденции, которые наметились в психотерапии в условиях сегодняшней реальности».
В выступлениях по докладу говорилось, что, в самом деле, «больные и здоровые – это два разных мира; когда болит душа, необходима культура» (Галина Николаевна Иванова, психиатр-психотерапевт санатория в г. Волгограде). Прозвучало и то, что в душевнобольном, исходя из клинического мироощущения, так же трудно отделить больное от здорового, как и в больном органе в соматической медицине (Марк Евгеньевич Бурно).
Содержание доклада клинического психолога Елены Александровны Добролюбовой «Терапия творческим самовыражением в Психиатрической клинической больнице № 12» было выразительным примером сегодняшнего поворота в нашей психиатрии к повышению, посветлению качества душевной жизни пациентов, в основе которого лежит психотерапия и, прежде всего, Терапия духовной культурой. При этом «повышение качества душевной жизни», в сущности, невозможно отделить от собственно лечения, притом углубленного, эффективного.
В докладе «Мишени клинико-ориентированной когнитивной терапии при некоторых характерологических расстройствах» психиатр-психотерапевт Антон Маркович Бурно сообщил о своем клиническом методе, включающем в себя в особом преломлении приемы когнитивной терапии, элементы Терапии творческим самовыражением. Речь идет о помощи людям, которые просят помочь им изменить свой характер, мешающий им жить. Характер-конституцию не изменишь, но возможно с помощью психотерапевта научиться иначе оценивать свой или чужой характер. На вопрос о том, имеет ли данный метод отношение к этологии, докладчик ответил, что метод «вытекает из этологии, это, в сущности, этологическая психотерапия, человек есть представитель животного царства».
Психиатр Светлана Андреевна Малиночка в докладе «Творчество больных шизофренией – поиск новых граней» отметила у некоторых своих пациентов не ухудшение состояния в творчестве, а даже некоторое стихийное успокоение, улучшение состояния в обретенном хобби (творчестве).
Психиатр-психотерапевт Александр Геннадьевич Меркин в докладе «Клинико-патогенетическая психотерапия как метод социальной адаптации (ресоциализации) больных» предложенным им термином («клинико-патогенетическая психотерапия») называет уточненное им самим понятие «клиническая психотерапия», подчеркивая этим, что данный метод (направление) «основывается на естественнонаучном общемедицинском фундаменте», как и «любой другой раздел медицины», и «что в основе психиатрии и клинической психотерапии, как одной из ее областей, лежит естественнонаучный клинико-нозологический подход, развивавшийся с античности». На вопрос о том, возможно ли говорить о патогенетическом лечении психопатии, которая, словами Ганнушкина, не имеет ни начала, ни конца, Меркин пояснил, что понимает патогенез в широком смысле, как всякое движение болезненного состояния вообще.
Психиатр-психотерапевт Валерий Борисович Гурвич в докладе « Закономерности системной клинической психотерапии в комплексе лечебного голодания (РДТ) как отражение изменений состояния самосознания при данном методе лечения» сообщил, что «выявленные к настоящему времени закономерности клинической комплексной психотерапии в процессе лечебного голодания (разгрузочно-диетической терапии – РДТ) больных с нервно-психическими заболеваниями, непосредственно обусловлены закономерной динамикой психофизиологического и клинического состояния пациентов». «В то же время важное значение в динамике клинического состояния имеют изменения состояния сознания и самосознания, которые отмечаются в исследованиях ЭЭГ и ряда психологических тестов. Эти данные объясняют сведения о преобладающей на различных этапах РДТ направленности психотерапии и комплексе наиболее показанных психотерапевтических методов. Или иначе: закономерности системной клинической психотерапии в комплексе разгрузочно-диетической терапии психически больных являются непосредственным отражением изменений как клинического состояния, так и состояния самосознания при данном методе лечения».
Психиатр-психотерапевт Надежда Леонидовна Зуйкова в докладе «Психосоматическая модель психотерапии» говорила о «психосоматике в психотерапевтическом ключе», о том, что «психотерапия в психосоматике должна быть многофакторной» и «наша модель психосоматически-ориентированной психотерапии – сложная модель, опирающаяся на многоуровневую диагностику (7 шагов-этапов), унифицированный алгоритм. Этапами-шагами является: многоосевая диагностика с обсуждением психосоматического диагноза с соматологом, оптимальная терапия в сотрудничестве с соматологом и т.д. Вплоть до элементов Терапии творческим самовыражением на последнем этапе».
Психиатры-психотерапевты Евгений Юрьевич Соколов и Владимир Федорович Вышлов в своем докладе «Синдром эмоционального сгорания у психотерапевта» сообщили следующее.
“«Сгоранию» подвержен человек, чрезмерно отдающийся своей работе и забывающий при этом о том, что одновременно необходимо при этом не забывать и о сохранении своего здоровья. Психотерапия, постоянно сталкиваясь с эмоциональными переживаниями клиентов, испытывает повышенное чувство ответственности за них. Человек не может отключиться от своих проблем даже в кругу семьи. Его мысли постоянно возвращаются к проблемам, связанным с работой, он не может расслабиться, отдохнуть.
Синдром сгорания характеризуется эмоциональным, когнитивным и физическим истощением, вызванным длительной перегрузкой. Человек испытывает усталость, снижение энергии, оптимизма и энтузиазма и утром. Расстраивается ночной сон. Состояние квалифицируется как астеническое и астено-депрессивное. Чаще подвержены этому синдрому люди беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интраверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку.
К синдрому сгорания ведут такие обстоятельства, как монотонность работы, вкладывание в нее больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные трудно ощутимые результаты такой работы; напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм.
Синдром эмоционального сгорания также может повлечь за собой и психо- сомато-вегетативные расстройства. Работник может отказаться от своей профессии и переквалифицироваться на более простую, меньше связанную с эмоциональными, душевными, человеческими затратами.
Профилактика рассматриваемых расстройств – это: внесение разнообразия в свою работу, поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, наличие нескольких друзей (желательно других профессий), стремление к тому, чего хочется без надежды стать победителем во всех случаях, и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности, способность к самооценке без упования на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни, участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом. Важна работа по формированию адекватного банка поглаживаний и способностей к обращению к ресурсным состояниям собственной личности”.
Привожу здесь и резюме доклада Татьяны Витальевны Орловой, онколога-психотерапевта, «Уход за умирающими сообразно характеру пациента».
«Для пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями, вступление их болезни в фазу генерализации опухолевого процесса является тяжелейшим жизненным кризисом. Психологическая адаптация больных к реальности терминального периода болезни происходит в соответствии с присущим каждому человеку его основным природным характерологическим радикалом – синтонным, психастеническим, эпилептоидным, демонстративным, аутистическим. Каждый характер имеет свои приспособительные формы психологической защиты, изучение которых помогает клинически индивидуализировать психотерапевтическую помощь этому контингенту больных.
Общение с онкологическими пациентами в созвучии с их характерологическими особенностями, посильное знакомство пациентов с особенностями их души, побуждает больных к посильному творчеству, способствует оживлению души, улучшению взаимодействия с семьей и медицинским окружением, просветляет и смягчает последние дни и месяцы уходящей жизни».
Профессор, священник Георгий Кочетков в докладе «Современная светская и духовная культура и ее влияние на душевное здоровье личности и народа» говорил о том, что «различие душевного и духовного – не значит разделение». «Разделение здесь невозможно. Но культура должна вдохновлять, воодушевлять людей. В этом смысле духовная, внутренняя, культура противопоставляется светской. В кризисные периоды теряется вкус, подлинная духовная культура уходит. Происходит беснование. Нет истинных художников, архитекторов». Священник Георгий Кочетков высказывает сомнение в том, что «у нас сегодня в стране живет подлинный народ, а ведь был некогда народ подлинный, великий, верующий, стремящийся к Богу». «Беснование – это почти всегда душевная болезнь. Необходимо вылечиться – приобрести внутреннее. Духовное проходит через душевное, но не наоборот. И надо помочь нашему народу освободиться от бесов в таком большом количестве». «Культура как таковая амбивалентна: поэтому она человека спасает, освобождает, но и сводит с ума, порабощает. В общение с бесом вступить невозможно. И Христос не мог. Общение возможно лишь с человеком – и по дороге Любви. Культура ставит границы – и границы призывают к ответственности, что есть большое благо. Культура, подобно Христу, способна говорить с властью. Христос запрещал человеку делать то бесовское, что разрушает внутреннее человека. Да, иногда человеку надо запретить что-то делать. И культура способна к этому благородному запрету. Истинный народ – есть население, способное служить Богу».
Инга Юрьевна Калмыкова, психиатр-психотерапевт, в докладе «К амбулаторной психотерапии больных шизофренией» рассказала о работе над своей диссертацией. Диссертация – о повышении качества душевной жизни тяжелых больных шизофренией с переживанием своей неполноценности вне острых психотических расстройств. Сегодняшний поворот психиатрии к возможной широкой психосоциальной реабилитации и психосоциальной терапии душевнобольных, принимающих (обычно пожизненно) стандарт психотропных препаратов для предотвращения остропсихотических всплесков, психопатоподобного поведения и т.п., подсказывает необходимость создания, совершенствования, в том числе, и приемов терапии духовной культурой, особых приемов терапии творческим самовыражением – для повышения, посветления качества душевной, духовной жизни этих больных, обычно заторможенно страдающих от тягостной бессмысленности, «животности» своего существования. Доктор Калмыкова разрабатывает краткосрочный вариант Терапии творческим самовыражением применительно к этим достаточно тяжелым шубообразным пациентам вне шуба, но с неврозоподобными и психопатоподобными проявлениями в обычных для них неполных ремиссиях.
Софья Даниловна Левина в докладе «Опыт гипносуггестивной психотерапии» рассказала о своем психотерапевтическом опыте. Гипноз, как считает Софья Даниловна, не есть панацея, но он помогает пациенту, кроме всего прочего, увидеть яснее самого себя. И гипноз никогда не уйдет из России.
Заключая 2-е отделение конференции, Б.А. Воскресенский отметил, что В.Б. Гурвич показал, как в центе материалистического метода лечения оказывается изменение самосознания. По поводу синдрома эмоционального сгорания (Е.Ю. Соколов и В.Ф. Вышлов) вспомнил исследования покойного Василия Васильевича Королева о неврастении. «Неврастения – истинное переутомление лишь у ригидных людей. В большинстве же случаев это – не просто истощение, а неспособность справиться с психотравмирующей ситуацией». О докладе Н.Л. Зуйковой. «В психосоматике тело есть явление психическое. Говорим тут не о теле, а о телесности. При психосоматических расстройствах переживания больного – это переживания тела. Телесно бывает тяжелее, а душевно легче – и это наша реальность, с которой надо считаться». Тяжелейшим больным Т.В. Орловой, как считает Б.А. Вокресенский, помогает осознание смысла болезни… Интересен и благороден опыт психотерапии тяжелых больных шизофренией И.Ю. Калмыковой. «Очень важен доклад священника Георгия Кочеткова о нынешней ситуации в нашей стране, о том как возможно нам участвовать в улучшении сегодняшнего положения с помощью культуры как органа познания и откровения».
М. Бурно