$title="Смертельно больной на цепи"; $pre="15-marogulov.htm"; $next="17-38.htm"; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Диагноз: лимфома на фоне СПИДа представляет два смертельно опасных заболевания. Такой диагноз полностью отодвигает вопрос, о ком идет речь. Но Василий Алексанян не убийца, - он, как и Михаил Ходорковский, объект показательной порки, чтобы другим таким не было повадно «соваться в политику».
После серьезного ухудшения состояния здоровья, Алексаняна в течение двух недель продолжали держать в СИЗО, не только не меняя меру пресечения, но не переводя в специализированное лечебное учреждение, якобы по решению некой судьи Орешкиной. Когда же его перевели в гематологическое отделение Московской городской больницы № 60, где его лечащим врачом стал сам главный врач этой больницы, на окно его палаты изнутри была поставлена решетка, над кроватью установлены камеры слежения, в палату приставлен круглосуточно дежурящий конвоир, у палаты второй конвоир. Мало этого, по его свидетельству, круглосуточно его рука была прикована цепью к кровати, так что он мог только лежать, сидеть или стоять рядом с кроватью. Отстегивали Алексаняна только, когда ему нужно сходить в туалет, и перед приходом адвоката.
Первоначально ФСИН называла историю с кандалами «сгущением красок», однако через сутки подтвердили, что в палате Алексаняна действительно приковывают к кровати. Руководитель пресс-службы ФСИН А.Сидоров заявил: «Эти меры совершенно законны, они предусмотрены законодательством и применяются в исключительных случаях, когда нет иных способов обеспечить того, чтобы подследственный не набросился на медперсонал, не разбил себе голову об стену, не сбежал… или некими деструктивными элементами не был умерщвлен, что современные методы позволяют сделать весьма легко и просто» («Новая газета», 2008, № 13, с. 8).
Социальная символика такого рода действий достаточно прозрачна, но это еще и унижение медицинского сословия, «опускание» его в стиле криминальных нравов, и красноречивое свидетельство о самих себе.
Потрясает не только низость этого конкретного дела, но – не в меньшей мере – пассивность медицинского сообщества, словно больные уже не больные, а только «потребители медицинских услуг», а врачебная профессия связана не с сакрализацией жизни и здоровья, а со служебными ведомственными интересами.
Наибольшие претензии здесь к тем, у кого наибольшие возможности. Это консультанты и врачи Кремля и других властных структур. Но у настоящих врачей прикормленность властью не бывает сильнее профессионального долга. В конечном счете воздаяние неотвратимо.
Я посчитал своим долгом присоединиться к протесту правозащитных организаций и направить следующее обращение.
Председателю Правительства РФ
Зубкову В. А.
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Виктор Алексеевич!
Обращаюсь к Вам в связи с тяжелым состоянием здоровья гражданина Российской Федерации Алексаняна Василия Георгиевича, который в настоящий момент находится в заключении.
Алексанян Василий Георгиевич, исполнительный вице-президент ОАО НК "ЮКОС", был арестован 6 апреля 2006 г. С момента ареста до 26 октября 2007 г. содержался под стражей в ФГУ ИЗ-99/1 ФСИН России. С 26 октября 2007 г. по настоящее время содержится в "Матросской тишине" (изолятор ФГУ ИЗ-77/1 УФСИН России по г. Москве).
Алексаняну неоднократно продлевался срок содержания, последний раз решением Мосгорсуда от 15.11.2007 г. он был продлен до 02.03.2008 г. Согласно ст. 109 п. 3 Уголовно-процессуального кодекса РФ срок содержания может продляться не более, чем до 18 месяцев. Гражданин Алексанян находится под стражей уже 21 месяц.
В сентябре 2006 г. в МГЦ СПИД Алексаняну был поставлен диагноз ВИЧ в стадии 3А. По заключению судебно-медицинской экспертизы он мог содержаться под стражей при условии проведения ему высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ), которая на протяжении всего срока содержания под стражей (более года) Алексаняну не проводилась. Это привело к резкому ухудшению состояния здоровья, перехода болезни в стадию 3Б, возникновению новых заболеваний - гемангиомы (опухоль) печени, кардиопатии, генерализованной лимфоаценопатии (заболевание лимфатических узлов). Кроме того, в период нахождения в инфекционном отделении Матросской тишины он был заражен туберкулезом (на настоящий момент диагноз не снят). В связи с отсутствием квалифицированной медицинской помощи в условиях следственного изолятора Алексанян обратился в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) за принятием обеспечительных мер для рассмотрения его жалобы на законность привлечения к уголовной ответственности. 27 ноября 2007 г. Европейским судом по правам человека было дано Указание Российской Федерации о немедленной госпитализации Алексаняна в стационар, специализирующийся в лечении СПИДа и сопутствующих заболеваний.
В связи с неисполнением властями Российской Федерации Указания ЕСПЧ 6 декабря 2007 г. было дано повторное Указание с установлением срока госпитализации, не позднее 10 декабря 2007 г. Но и это не было выполнено. Тогда 21 декабря 2007 г. ЕСПЧ в третий раз потребовал от Российской Федерации незамедлительно поместить Алексаняна в стационар, указав при этом, что, в случае, если заявитель погибнет в заключении по причине неоказания ему необходимой медицинской помощи, либо по тем же причинам состояние его здоровья ухудшится, Суд может установить факт нарушения статей 2 (право на жизнь) и 3 (запрещение пыток) Конвенции "О защите прав и основных свобод человека". Кроме того, Председатель Палаты ЕСПЧ выдвинул дополнительное требование о создании к 27 декабря 2007 г. независимой медицинской комиссии, что тоже было проигнорировано властями РФ.
Согласно ст.1 Конвенции, ратифицировав ЕКПЧ, Российская Федерация взяла на себя обязательство обеспечивать каждому, находящемуся под ее юрисдикцией, права и свободы, определенные Конвенцией, в том числе фундаментальные права на жизнь, на свободу от пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. Пренебрегая этими обязательствами, должностные лица Российской Федерации не только выказывают неуважение к взятым на себя международным обязательствам, но и демонстрируют пренебрежение принципами правового государства, приоритета прав и свобод человека, уважения достоинства личности, попирают собственную Конституцию.
Тем не менее, Указания ЕСПЧ в отношении Алексаняна до сих пор не исполнены.
Как и подавляющее большинство моих коллег-медиков считаю необходимым обеспечить исполнение Указаний Европейского суда по правам человека, вынесенных 27.11.2007 г., 06.12.2007 г. и 21.12.2007 г. по жалобам гражданина В.Г.Алексаняна.
04.02.2008 г. Ю.С.Савенко
Аналогичное письмо было направлено на имя Генерального прокурора РФ Чайки Ю.Я., где в частности говорилось:
«В ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" отмечено, что прокуратура действует в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 УПК РФ, согласно которой: "При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого должно учитываться состояние его здоровья",
ПРОШУ:
Оба полученных ответа были простыми отписками.