Малоизвестные архивные источники о Н.В.Краинском

(Забытые страницы истории психиатрии)

И.И.Щиголев [1]

[1] Брянская областная психиатрическая больница № 4

Краинский Николай Васильевич Личность Николая Васильевича Краинского попала в поле исследовательской деятельности в период исследования автором «Ретроспективы психических эпидемий в России» в 1992 году.

Уже будучи доктором медицины, Н.В.Краинский заинтересовался таким «явлением русской народной жизни» как кликушество и бесноватость. К этому времени подобные явления в виде психических эпидемий широко распространились по всей территории России, Украины и Белоруссии. Имеются и в современном обществе явления массовых истерий – Чечня, Япония и другие регионы мира.

Интересно, что Петр I в своем приказе 1715 года, клеймя веру в порчу как суеверие, в воинском уставе 1716 года сохранил такой артикул: «Если кто из воинов будет чернокнижник, заговорщик ружья и богохульный чародей, то наказывать его шпицрутенами и заключением в железы или сожжением».

Н.В.Краинский (1869-1951) – известный отечественный психиатр, окончивший в 1893 году медицинский факультет Харьковского университета [1]. В Харькове обязательное преподавание психиатрии началось с 1877 года, когда приват-доцентом по кафедре нервных и душевных болезней был избран П.И.Ковалевский (1849-1923) [3]. По окончанию курса обучения Н.В.Краинский принят в его клинику. Клинические демонстрации производились вначале в губернской земской больнице, а впоследствии в частной лечебнице И.Я.Платонова, где была организована лаборатория и создано, в пределах возможного, все необходимое для наиболее успешного преподавания. В Харькове начал выходить первый русский психиатрический журнал: «Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии», который издавался до 1896 года профессором П.И.Ковалевским. Учениками П.И.Ковалевского были многие известные отечественные психиатры, к числу которых относился Н.В.Краинский.

Успешно занимаясь лабораторными исследованиями в клинике П.И.Ковалевского, ученый первый в истории психиатрии, обосновал токсическую теорию эпилепсии и показал, что токсическим веществом, образующимся в организме пациента, является карбоминовокислый аммоний. Это положение получило дальнейшее подтверждение в работах советского психиатра И.Ф.Случевского.

Имея за спиной научный багаж знаний, Н.В.Краинский принял решение заняться практической работой, как в области клинической психиатрии, так и организационной. В 1896 году ученый занимает место старшего врача Харьковской психиатрической больницы, где на основании своих исследований защитил диссертацию на степень доктора наук.

За эту научную работу Н.В.Краинский получил премию Брюссельской Академии наук. Параллельно с научными исследованиями ученый вносил предложения и принимал решения по созданию условий нестеснения больных и уменьшения скученности в отделениях. Советовался с маститыми Российскими психиатрами-организаторами – Н.Н.Баженовым, П.И.Якобием, В.И.Яковенко и др.

Анализируя организационную работу Н.В.Краиснкого в деле помощи душевнобольным, С.С.Корсаков писал: «Нужно рассчитывать, что число психически больных, которых должно будет призревать Харьковское губернское земство, будет очень велико. Если теперь оно призревает 600, то в недалеком будущем число это перерастет 1000. Я считаю ввиду этого, что Харьковское земство принужденно будет иметь, по крайней мере, две больницы, одну из коих можно иметь вблизи центра, хотя бы на Сабуровой даче; другую надо построить где-либо в глубине губернии. Само собой разумеется, что и в той, и в другой лечебнице будут и острые, и хронические, и беспокойные, и спокойные, и способные к труду, и неспособные. В хорошей больнице, хотя бы и по типу колонии, должна быть вполне организованная лечебница с обычными дорогими приспособлениями».

Н.В.Краинский полагал, что «для устранения переполнения, надо, прежде всего, повысить процент выздоровлений путем правильного лечения острых форм в специально приспособленной лечебнице и удешевить содержание хроников, развивая работы, которые приносят доход, и расширяя пансионаты для платных больных. Устройство колоний удешевленного типа только для хроников и оставление лечебного дела на Сабуровой даче с выводом оттуда соматических отделений являются средством для этого». Н.В.Краинский при том предложил заманчивую комбинацию – соединить в одном здании, на которое, по его сметам, нужно было бы около 200000 рублей, лечебницы для острых больных на 120 человек и пансионат на 80 человек, причем плата за пансионеров не только «должна была окупить содержание лечебницы, но и давать доход». Кроме того, врачебный совет категорически высказался против предполагавшегося Н.Н.Баженовым устройства патронажа, признав «не выдерживающим критики этот способ призрения душевнобольных». План здания лечебницы, составленный Н.В.Краинским, был одобрен и С.С.Корсаковым при его посещении Харькова летом 1897 года.

В эти же годы были уничтожены все остававшиеся меры стеснения. Впрочем, в Харьковской больнице цепи были уничтожены в 1871 году, горячечная рубашка окончательно изъята Н.В.Краинским с 1897 года, а изоляторы уничтожены (с них везде сняты двери) П.И.Якобием в 1904 году.

В Харьковской больнице Н.В.Краинский проработал до 1899 года. Имея достаточный организационный опыт, ученый приглашается для работы в Нижний Новгород в психиатрическую больницу Колмово [8].

Систематического плана устройства колонии Новгородское земство так и не составило. Однако во главе Колмова один за другим стояли энергичные психиатры: в 1870-1875 годах Андриоли, в 1875-1883 годах Б.А.Шпаковский, в 1884-1899 годах Б.Н.Синани, в 1899-1903 годах Н.В.Краинский, в 1905-1906 годах М.С.Морозов, в 1906-1912 годах А.А.Фридкен.

В памятной книжке по Новгородской губернии за 1901 год проходит Н.В.Краинский – коллежский асессор, врач, заведующий Колмовским заведением для душевнобольных. Также он являлся на 1901 год заступающим на место председателя Новгородского общества любителей музыкального и драматического искусства [6]. Ученый великолепно владел некоторыми музыкальными инструментами. Как видно наряду с клинической и научной психиатрией Н.В.Краинский глубоко интересовался искусством.

В 1902 году ученый получил премию Нью-Йоркского Общества психиатров по изучению эпилепсии. Несколько позже в 1914 году Н.В.Краинский получит премию имени О.Мочутковского за выход в свет работы под названием «Энергетика нервного процесса».

В Вильнюсском государственном архиве, были выявлены достаточно интересные факты из жизни ученого, который заботился о содержании заключенных, в том числе и несовершеннолетних.

Приступив к работе в Виленской (в современной транскрипции Вильнюсской) окружной психиатрической больнице в 1903 году, Н.В.Краинский проводит научные заседания врачей по клиническому разбору как заболеваний так и историй болезни. Об этом ученый пишет: «Господину Виленскому Губернатору 16 декабря 1903 года» ученый сообщает: «согласно личного приказания Вашего Сиятельства, при сем имею честь представить истории болезни находящихся на излечении во вверенной мне лечебнице больных: Михаила Павловича, Осипа Красинца, Янкеля Мойзель и Шимеля Гинзбурга – разобранных 16-го декабря с.г. в заседании Совета врачей больницы. Подпись – Директор Н.Краинский» [6].

Виленская психиатрическая больница, имеющая статус окружной, проводила в том числе судебно-психиатрические экспертизы на наличие вменяемости пациентов.

В одном из ответов в адрес Виленского губернского врачебного инспектора 18 февраля 1904 года Н.В.Краинский сообщал: «На основании 14 Положения о Виленской окружной лечебнице, имею честь уведомить Ваше Высоко благородие, что 18-го сего февраля месяца Витебским Губернским Правлением при отношении от 28 ноября 1903 года за № 4484 доставлена на испытание на шесть недель Ядвига Владиславовна Глинская» [5].

Подобные функции продолжает выполнять в настоящее время Вильнюсская республиканская психиатрическая больница.

Далее в октябре 1904 года Н.В.Краинский сообщал, что в больнице находится 229 пациентов Виленской губернии [5].

Проводя судебно-психиатрические экспертизы заключенным, Н.В.Краинский интересовался условиями содержания своих будущих потенциальных пациентов. В связи с чем, 30 августа 1903 года обратился к Вице-президенту Виленского комитета Общества Попечительного о тюрьмах: «Сочувствуя целям Общества и желая быть полезным по мере моих сил, я покорнейше прошу Ваше Сиятельство ходатайствовать Высочайшее его Императорского Величества соизволения на утверждение меня в звании Директора Виленского Губернского тюремного комитета, состоящего под Вашим Председательством» [4]. При этом давал обязательство об уплате ежегодных взносов в пользу Общества в количестве 10 рублей. В феврале 1904 года Н.В.Краинский был утвержден в звании Директора Виленского Губернского тюремного комитета и получил «Директорский билет на право посещения тюрем» [4].

В этот период Н.В.Краинский интенсивно занимается вопросами организационной психиатрии, в частности проблемами децентрализации психиатрической помощи. В январе 1904 года состоялся IX Пироговский съезд. На одном из заседаний съезда было сделано два доклада по децентрализации – Н.А.Вырубова и Н.В.Краинского. Н.В.Вырубов поддерживал идею децентрализации. Н.В.Краинский, наоборот находил, что «система децентрализации отразится на деле вредно, так как она раздробит и без того скучные психиатрические силы. Большие психиатрические больницы в научном и организационном отношении имеют значительное преимущество по сравнению с малыми, лучшие условия для сортировки различных групп больных: в них легче найти необходимые в научной психиатрии пособия и легко достижим взаимный обмен мнениями и сведениями» [7].

В период своей работы в Виленской окружной психиатрической больнице Н.В.Краинский входил в 1904 году в состав «Виленского Общества исправительных земледельческих колоний и ремесел, приютов для несовершеннолетних преступников», где служил врачом. Директором колонии был О.Ф.Махнач.

Мы уже несколько ранее говорили об увлечении ученого музыкальным искусством. В этом же году он вошел в состав Виленского отделения Императорского музыкального Общества, состоящего под покровительством Ее Императорского Величества Великой княгини Александры Иосифовны, где занимал должность вице-директора. Председателем отделения состоял князь Петр Дмитриевич Святополк-Мирский [7].

Ученый продолжал заниматься научной деятельностью. В 1915 году направляется в Польшу и приглашается на должность профессора кафедры психиатрии Варшавского университета [8].

После октябрьского переворота в 1917 году ученый возвращается в Киев на должность доцента кафедры невропатологии и психиатрии Киевского университета. Получает воинское звание полковника.

В качестве офицера участвовал на театре боевых действий в русско-японской, Великой и гражданских войнах. Находился в эмиграции на о.Лемнос в Греции. С о.Лемноса Н.В.Краинский переехал в Югославию, по некоторым сведениям «врачей-беженцев» оказалось в Югославии около 209 [2]. С 1921 года он – доцент кафедры психиатрии в Загребе, с 1928 года – профессор кафедры психиатрии и экспериментальной психологии Белградского университета. Доктор медицинских наук в 1931 году в Белграде. В 1935 году – руководитель семинара по психологии. В 1941 году – заведующий русскими учебными заведениями в Сербии. В октябре 1941 года – заведующий учебной частью 2-ой Русско-сербской гимназии в Белграде. Член научного Совета института в Белграде. В 1946 году Н.В.Краинский возвратился на родину и, до конца своей жизни работал в Украинском научно-исследовательском психоневрологическом институте. Возглавлял биофизическую лабораторию в Киеве.

О последних днях Новороссийска вспоминал профессор Н.В.Краинский в своей работе «Без будущего. Очерки психологии революции и эмиграции», написанной в Белграде в 1931 году. В Очерке идет речь о героическом острове Лемносе, на котором после эвакуации Крыма, была вывезена часть Белой армии (до 9 тысяч человек, главным образом казаки). Среди них были и казаки бывшего собственного Его Императорского Величества конвоя. Будучи очевидцем Н.В.Краинский пишет: «Остров Лемнос находится в непосредственной близости от Афонского полуострова и вполне понятно, что очутившись там, русские люди, взирая на видневшиеся очертания русских Афонских монастырей, мечтали о том, чтобы попасть туда, и многие из них, пережив ужасы революции и гражданской войны, несомненно, поступили бы в Афонские монастыри и остались бы там навсегда. Но, увы, доступ в Афон для русских был закрыт».

В 1936 году вышла работа ученого «Преступления революции», написанная в Белграде, а в 1939 году брошюра «Вожди и заветы». Н.В.Краинский в этой работе писал: «Как психиатр, я могу понять поступки, совершенные в состоянии безумия, но простой смертный, с душой русского человека, едва ли сможет примириться с пережитой революцией.

Законы массовой психологии владеют событиями. После страшного повального бреда наступает протрезвление. Но инерция психической заразы велика и долго еще над гибнущей Россией будет царствовать мрак, пока не прорвут его свежие силы воскресения. С этой точки зрения выступления двух бывших генералов Великой Русской армии представляют отголоски того страшного бреда, который уничтожил державу Российскую» [9]. Этим высказыванием ученый подтвердил воззрения многих видных отечественных психиатров о психоэпидемической парадигме большинства войн и революций. Важные свои ранние выводы Н.В.Краинский изложил в научной работе посвященной психическим контагиям написанной им в 1900 году: «Порча, кликуши и бесноватые, как явления русской народной жизни».

До сего времени пока не известно, как мог уцелеть в расстрельные годы такой ярый антиреволюционер, как психиатр профессор Н.В.Краинский.

Как видно Н.В.Краинского интересовали вопросы не только психиатрии, но и социально-политические аспекты развития России в тот опасный период. Ученым опубликовано около 200 научных работ. Некоторые названы выше.

Умер Н.В.Краинский в 1951 году в СССР, оставив яркий след в психиатрии, как научной, так и клинической.

Литература

1. Большая медицинская энциклопедия. Т.14. М.1960. С.186.

2. Васильев К.К. Эмиграция российских врачей в королевство Сербии, Хорватов и Словенцев (в Югославию) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №1, 2006 год. с.59-61.

3. Каннабих Ю. История психиатрии (репринтное издание). Москва, 1994. 528с.

4. Литовский государственный исторический архив (ЛГИА). Фонд (ф) 492, опись (оп) 1, год 1904, дело (д) 947 «Дело Виленского попечительного о тюрьмах комитета об утверждении в звании Директора Губернского тюремного комитета, Доктора медицины Надворного советника Николая Васильевича Краинского», Лист (л) 1-7 оборотный (об).

5. ЛГИА. Ф.383., оп.1., 1904г., д.427. «Дело Виленского губернского правления о Виленской окружной психиатрической лечебнице». Л.3, 19, 109.

6. Памятная книжка по Новгородской губернии за 1901 год. Новгород, 1902 год.

7. Памятная книжка Виленской губернии на 1904 год. Вильна, 1904. С.83-84, 165, 178.

8. Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии. М. 1951., 478с.

9. Якобий И.П. «Император Николай II и революция». Составил С.В.Фомин. 2005 г. с.392, 478-479, 774-776.