150-летие Николая Николаевича Баженова. 1857 – 1923

Николай Николаевич Баженов

Николай Николаевич Баженов - одна из наиболее ярких фигур отечественной психиатрии, выдающийся клиницист, ученый, организатор, педагог. Во всей своей многообразной общественной и культурной деятельности он был, прежде всего, "другом пасынков природы" (именно такое обращение выгравировано на памятном блюде, подаренном Н.Н.Баженову больными в 1913 году), утверждал "здоровое среди больного" (выражение современных психотерапевтов), "ненавидел зло, но любил людей" – этот христианский принцип, упомянутый в одной из его работ, пронизывал всю жизнь самого Н.Н.Баженова.

Н.Н.Баженов родился 11(23) августа 1857 года. Он окончил медицинский факультет Московского Университета, затем подолгу работал в лучших клиниках Европы, преимущественно во Франции. Круг интересов его был необычайно широк, но в первую очередь (2/3 из известных к настоящему времени 125 работ) это организационные, правовые и исторические аспекты психиатрии. Эти разработки удивительно современны. В 1911 году он выступил с первым тщательно разработанным "Проектом законодательства о душевнобольных». Н.Н.Баженов отмечал: "В вопросе о попечении о душевнобольных должны быть выдвинуты на первый план и законодательно определены: а) принцип распространения государственной заботы на всех душевнобольных страны и указание тех мероприятий, посредством коих должна осуществляться эта задача, и тех органов центральной власти и самоуправлений, и на кого эти обязанности возлагаются; в) условия, при которых допустимо лечение на дому, в собственной семье; с) при помещении больного в специальное учреждение должны быть достаточные гарантии тому, что при этом принципы неприкосновенности личности и индивидуальной свободы будут действительно нарушены только тогда, когда это императивно диктуется постигшей данное лицо психической болезнью".

Интенсивна была и его практическая деятельность. Это децентрализация психиатрической помощи, организация ее по территориальному принципу, совершенствование системы нестеснения, двустепенное обслуживание, патронаж, расширение и строительство психиатрических больниц (Москва, Воронеж, Рязань, Винница). В 1914 году им (совместно с Мари) был открыт психиатрический санаторий под Парижем. Его вклад во французскую психиатрию, далеко не ограничивающийся этим актом, был отмечен орденом Почетного Легиона.

Созидательная натура Н.Н.Баженова нашла свое проявление и в области образования. Он – один из организаторов и первых профессоров медицинского факультета Московских высших женских курсов, основатель психиатрической клиники этого факультета, ныне - кафедра психиатрии и медицинской психологии РГМУ.

В сферу его научных интересов входили и пограничные состояния. Его работа "О значении стихийных бедствий в этиологии некоторых нервных и психических заболеваний" (1914) и ныне воспринимается как очень актуальная, во многом предвосхитившая целое направление современной психиатрии - выделение посттравматического стрессового расстройства.

Духовные и социальные аспекты психиатрии увлекательно раскрыты в "Психиатрических беседах на литературные и общественные темы" (1903), отмеченных премией им. Пушкина.

Н.Н.Баженов был членом многих медицинских, психиатрических, психологических, антропологических, литературных и благотворительных обществ Москвы, Петербурга, Парижа, Брюсселя, Нью-Йорка. В 1910-12 гг. он принимал активное участие в выпуске международного руководства по психиатрии. В 1911 г. Н.Н.Баженов был избран первым председателем Российского Союза невропатологов и психиатров, в том же году он организовал в Москве Пятый Международный Конгресс по призрению и лечению психически больных.

Он активно выступал как против тирании и авторитаризма во всех проявлениях, так и упрощенного понимания демократии. В 1911 году, еще будучи приват-доцентом, Н.Н.Баженов ушел в отставку в знак протеста против репрессий Л.А.Кассо и опубликовал открытое письмо, направленное против профессоров-штрейкбрехеров. Университетские свободы, самостоятельность науки – проблемы, тревожащие сегодня и нас. В "Психологии казнимых" он страстно высказывался против введения смертной казни. В годы становления советской власти он протестовал против попыток передать управление больницами особым структура, поровну включавшим врачей, средний и младший персонал, так как "такая демократизация по существу равна отрицанию значения науки и ценности специальных знаний и опыта" (невольно приходят в голову коллизии, связанные с сегодяшними главами российского здравоохранения).

В статье "Психология и политика" (1906) Н.Н.Баженов провидчески говорит о том, что при определенных условиях "освободительное движение" может смениться "худшей из реакций", даже "не той, которую делает, опираясь на пулеметы, бравый и совершенно эмансипировавшийся от всяких правовых понятий и норм генерал, полковник или даже полковничий денщик", а основывающейся на "противоречиях психологических" – невозможности допустить, признать право на существование точки зрения другого. "…всего более насилия и жестокости было брошено в мире, всего более эшафотов было воздвигнуто и более всего зажжено костров именно теми, кто веровал в спасительность единой доктрины, которая обновит мир, облагодетельствует человечество….". Выход один – культура " есть безусловная ценность", "….укрепление и углубление культуры в стране и укоренение ея в широких массах населения есть и было всегда и останется навсегда единственным способом обеспечить нации свободу и право, а потому истинный демократизм требует не просто бережного отношения к этому высшему благу, этому единому необесцениваемому достоянию человечества, а даже пиэтета" (кавычки и выделения – из упоминаемой статьи).

Возвышенно-гуманистические взгляды Н.Н.Баженова на общественную и политическую жизнь страны, его принадлежность к «вольным каменщикам» - масонам, по-видимому, послужили причиной того, что после революции труды его не переиздавались, а имя не стало популярным.

Н.Н.Баженов скончался в 1923 г. и был похоронен на кладбище Донского монастыря, напротив Донской лечебницы, которой он отдал много сил, могила его впоследствии была утеряна. Но, несмотря на это, нет никакого сомнения в том, что "Когда будет написана история русской психиатрии, Баженову будет отведено в ней одно из самых видных мест" (Ю.В.Каннабих).

Б.А.Воскресенский, Е.А.Остапец

 

Ю.В.Каннабих так писал в своей «Истории психиатрии». «Николай Николаевич Баженов, этот второй сподвижник и друг Корсакова, казался полной противоположностью Сербского, но в одном отношении они были совершенно сходны: в глубоком почитании заветов учителя, в любви к психиатрии и к душевно-больному. Последователь Маньяна и сам отпрыск французской культуры, которую он глубоко воспринял с блеском и яркостью речи и печатного слова, Баженов умел одновременно жить интересами русской деревни, где он организовывал патронаж – дело, которому он отдал такую массу знаний, любви и энергии. Когда будет написана история русской психиатрии, Баженову будет отведено в ней одно из самых видных мест. В области теоретических вопросов он больше всего интересовался конституционологией и вопросами вырождения. Его перу принадлежат блестящие статьи на общественные и литературно-психиатрические темы и доклады по вопросам законодательства о душевно-больных. В 1892 г. он привез из Бельгии «очень легкие, комфортабельные» кандалы, которые раздобыл хитростью, выпросив у бельгийского коллеги, якобы для образца, и таким образом имел возможность демонстрировать их на торжественном заседании в память Пинеля Московского общества невропатологов и психиатров 25 октября 1892 г. Русские врачи получили наглядное и прискорбное доказательство того, что Бельгия еще не дошла до эпохи Пинеля, в то время как темная Россия уже имела своего Конолли – Корсакова. Несомненно, работа последнего была бы гораздо трудней, если бы с ним не шли рука об руку Сербский и Баженов».

Выдающийся вклад Н.Н.Баженова оттеняет драматизм его поражений в борьбе за его основное, завещанное ему С.С.Корсаковым, детище – за патронаж, а также в историческом споре с П.И.Якобием в 1891 г. и в отношении реорганизации «Сабуровой дачи» (Харьков) и в целом ряде других случаев. Резкость критики Якобия, ставшая причиной десятилетнего бойкота, не помешала Баженову написать на смерть Якобия достойный некролог. Для нас памятно и высоко значимо, что Н.Е.Баженов был ординатором, а потом главным врачом Преображенской больницы, где мы ежемесячно проводим открытые клинические разборы.