Апология полицейской психиатрии

Монопольная представленность в СМИ, прежде всего, на ТВ и в правительственном органе – «Российской газете», позиции Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, в лице Т.Б.Дмитриевой, З.И.Кекелидзе и М.В.Виноградова, используется ими не всегда в лучших целях. Но даже в этих случаях мы получаем ценные свидетельства относительно степени и темпов оносороживания, которое – как всякий регресс на более примитивную стадию развития – неизбежно в условиях монополизма. Очередной такой ступенью стало выступление одного из ведущих сотрудников Центра им. Сербского Виноградова, Михаила Викторовича, чтобы не путать с другими Виноградовыми. Всячески уничижая правозащитное движение советской эпохи, он уверял, что все, побывавшие в стенах его учреждения политические диссиденты действительно были психически больными, и что «сейчас видно, что все они глубоко измененные люди. А нынешние правозащитники … - их очень мало, да что о них говорить, - и с тоном крайнего жалостливого пренебрежения, - да Вы посмотрите на них». М.Виноградов не ограничился этими делавшимися уже и ранее заявлениями руководства Центра им. Сербского. Он продемонстрировал качественно новую ступень то ли откровенности, то ли цинизма и бесстыдства, заявив по поводу полицейской психиатрии: «Вся медицина – полицейская и должна быть полицейской!...»

Тем самым нам предлагается принять модель действий при особо опасных инфекциях в качестве универсальной, распространив ее на все заболевания, большинство которых принципиально легче, причем без объявления чрезвычайного положения и карантина. Особый шарм этому заявлению придавало то, что оно прозвучало по радио «Свобода» (09.09.2007 г.).

Такова неувядающая традиция отечественной психиатрии, в которой все ее классики, начиная с отечественного Пинеля – В.Ф.Саблера (1832) были борцами с полицейской психиатрией, но это значит, что всегда было с чем и с кем бороться. Наиболее известными представителями полицейской психиатрии дореволюционной России были И.А.Сикорский (1845-1918) и В.Ф.Чиж (1855-1914). То, насколько сильно была укоренена эта отрицательная традиция, очень ярко изображено у П.И.Якобия в его «Административной психиатрии» (1900).

А вот один из более поздних примеров. «Посредством активных мер упреждены намерения империалистических разведок и подрывных идеологических центров Запада использовать обострение международной обстановки для инспирирования в нашей стране антисоветских процессов. Решительно пресекалась враждебная деятельность антисоветчиков из числе сотрудников представительств капиталистических стран, приезжавших в СССР эмиссаров реакционных эмигрантских и других подрывных организаций. Пресечены попытки сколотить антисоветские группы: «рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях», «группа содействия выполнению хельсинкских соглашений», «комитет в защиту прав верующих», «религиозно-философский семинар», «свободные профсоюзы»; возродить организационные звенья отщепенцев, группировавшихся вокруг нелегальных изданий «Поиски», «Хроника текущих событий», «Евреи в СССР»…

Нанесен ощутимый удар по структуре руководства и нелегальной печатной базе баптистов-раскольников. Ликвидированы экстремистские группировки секты «Свидетели Иеговы». Вскрыты и ликвидированы созданные церковниками и сектантами 6 нелегальных типографий, 19 печатных точек, более 30 перевалочных баз, складов, переплетных и наборных цехов.

Выявлено и предотвращено 17 попыток группирования военнослужащих на политически вредной основе.

Установлено 1512 авторов и распространителей анонимных антисоветских и клеветнических документов» . И т.д и т.п. (Из Отчета о работе Комитета государственной безопасности СССР за 1980 год. См. «Власть и диссиденты. Из документов КГБ и ЦК КПСС - МХГ, М., 2006, с. 236).

11,3% «анонимов составляют лица психически неполноценные и без определенных занятий... Анализ причин и мотивов изготовления и распространения антисоветских анонимных документов показывает, что разысканные авторы на преступный путь становились в результате политической незрелости, материальных затруднений, связанных с имевшимися в ряде мест перебоями в снабжении населения продуктами питания, из хулиганских побуждений, в связи с психическими заболеваниями, под влиянием антисоветских передач зарубежных радиостанций и, в нескольких случаях, в силу своих враждебных убеждений.

После соответствующей проверки более половины установленных анонимов профилактированы…» (Там же, с. 206-207).

Ю.С.Савенко