Стратегические уровни социальной наркологии

Т.Н.Дудко [1]

Социальные, экономические, демографические и прочие факторы являются причиной или оказывают непосредственное влияние на возникновение целого спектра заболеваний, к которым относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания и прочее. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 психические расстройства и расстройства поведения, связанные (вызванные) с употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания), входят в перечень социально значимых заболеваний. Предупреждение и борьба с указанными заболеваниями является одной из приоритетных задач отечественного здравоохранения. По мнению А.В.Немцова (2003), около трети всех смертей в России «в большей или в меньшей степени связаны с алкоголем», что составляет не менее 500 тысяч граждан ежегодно. Естественно, этот печальный показатель будет значительно выше, если учесть смертность, обусловленную злоупотреблением наркотиками. Совершенно очевидно, что распространенность наркологических заболеваний и их влияние на здоровье населения нашей страны, общую смертность, криминогенность общества и его культуру представляют реальную угрозу физическому, психическому и духовному здоровью граждан Государства Российского. Приходится констатировать, что развитая цивилизация ни в коей мере не защищает общество от разложения и уничтожения, на страже человека стоит культура с ее высокими этическими принципами и традициями.

Наркология, как научная отрасль знаний, изначально социальна по своей сути, поскольку все психоактивные вещества (ПАВ), вызывающие у человека патологическую зависимость и негативные последствия такой зависимости и интоксикации, являются продуктом деятельности социума. В частности, в современном мире производство ПАВ непосредственно связано с работой многих государственных ведомств, коммерческих или приватных структур. Прежде всего – это ликероводочные заводы, табачные и фармакологические фабрики, производящие ПАВ (алкоголь, табак, наркотические аналгетики, транквилизаторы, антидепрессанты и пр.), а также система реализации такого рода продукции. Можно также особо выделить производство и распространение ПАВ криминальными структурами общества.

Вместе с тем, несмотря на очевидную социальную обусловленность наркологических заболеваний и достоверно установленное негативное влияние ПАВ и наркологических болезней на социальную среду, до настоящего времени мы не имеем единого мнения о предмете социальной наркологии, её месте в системе научных дисциплин и направлений. Как правило, она рассматривается в структуре социальной психиатрии, что, по нашему мнению, в корне не правильно. Во-первых, предмет их исследований имеет существенные различия и не только в социальном, нозологическом, но и в этиологическом и патогенетическом аспектах. Во-вторых, такой подход ни в коей мере не способствует развитию социальной наркологии и социальной психиатрии и, следовательно, не позволяет получить социально значимый практический результат.

Совершенно очевидно, что предмет социальной наркологии не может ограничиваться вопросами медико-социальной реабилитации и социальной поддержкой наркологических больных, поскольку общая болезненность и заболеваемость, смертность, криминальность общества также в значительной степени связаны с ПАВ. Кроме того, промышленное производство и продажа многих ПАВ – алкоголь, транквилизаторы, некоторые снотворные средства, сигареты и пр., - самым непосредственным способом влияют на бюджет многих государств и, естественно, определяют их отношение к наркологическим проблемам, диктуя «свои социальные приоритеты».

Исходя из изложенных концептуальных предпосылок, мы полагаем, что социальная наркология, взаимодействуя с общественными науками и используя их знания о человеке и его естественную зависимость от общества, находится в нескольких взаимосвязанных уровнях: медико-социальном эпидемиологическом, научном/философском и социально-практическом. В результате такого подхода обеспечивается достоверность исследований, научное осмысление полученных результатов и практические выходы. Каждый из обозначенных уровней имеет свою автономную цель и задачи.

Медико-социальный эпидемиологический уровень. Цель – совершенствовать качество, достоверность, информативность и сопоставимость базы эпидемиологических данных о наркологической ситуации в стране, включая эпидемиологию наркологических заболеваний, производство и реализацию в стране легальных ПАВ и предполагаемый объём насыщения рынка ПАВ криминальными структурами.

Задачи:

-исследовать распространенность наркологических заболеваний и насыщенность рынка ПАВ;

-изучить влияние макро- и макросоциальных факторов, в том числе экологических, культурологических и профессиональных, на наркологическое здоровье населения;

-изучить влияние ПАВ и наркологических заболеваний на общую болезненность, заболеваемость и смертность;

-изучить влияние медико-социальных наркологических проблем на воспроизводство здорового поколения;

-изучить роли социальных (традиции, обычаи, верования) и политических факторов в развитии аддиктивных и, в частности, наркологических заболеваний;

-оценить экономический и нравственный ущерб, наносимый обществу наркологическими заболеваниями и тотальной распространенностью ПАВ.

Научный/философский уровень. Цель – осмыслить социальный феномен аддиктивных/наркологических проблем с позиций научной наркологии, этики и эстетики жизни, духовности, религии и философии.

Задачи:

-исследовать феномен наркологических проблем с социологических и философских позиций;

-исследовать наркологическую политику государства, заинтересованных ведомств, организаций и конфессий, вовлеченных в наркологическую проблему;

-исследовать уровень притязаний социальных институтов и конфессий на осмысление проблем наркологической ситуации в обществе и их внедрение в осуществление реабилитационной помощи больным с аддиктивными расстройствами и, в частности, с наркологическими заболеваниями.

Социально-практической уровень. Цель – улучшить наркологическую ситуации в стране.

Задачи:

-разработать и внедрить комплекс медико-социальные технологий и программ профилактики наркологических заболеваний, соматических расстройств и ВИЧ-инфекции, обусловленных распространенностью и потреблением ПАВ;

-добиться снижения уровня потребления алкоголя, сигарет и других ПАВ в стране;

-создать систему социальной поддержки наркологических больных;

-обеспечить доступность всех видов наркологической помощи, обратив особое внимание на решение проблем медико-социальной реабилитации;

-совершенствовать законодательную и нормативную базы в области наркологии;

-обеспечить на законодательном уровне равенство между наркологическими, психическими и соматическими больными во всех существующих медицинских и социальных сферах жизни;

-разработать эффективные меры нейтрализации социальных (традиции, обычаи, верования), экологических и политических факторов, влияющих на рост заболеваемости и болезненности наркологических болезней;

-создать систему охраны наркологического здоровья населения;

-создать систему координации деятельности наркологической службы во взаимосвязи с заинтересованными ведомствами и организациями.

Следует особо отметить, что ошибочные политические решения самым негативным образом сказываются на потреблении алкоголя и наркотиков. В частности, Постановление Правительства от 06.05.05 г. № 231, увеличившее допустимые дозы хранения наркотиков, не подпадающие под уголовную ответственность, привело в городе Москве к росту смертности от передозировки наркотиков в два раза и увеличению больных наркоманией в 10 раз (А.П.Сельцовский, Е.А.Брюн, 2006). Бесконтрольная или недостаточно сбалансированная продажа алкогольных напитков среди малых народностей северо-восточных регионов страны привела к угрожающему сокращению численности местного населения и его вымиранию (Г.Ф.Колотилин, И.П.Логинов и др., 2006).

Методы социальной наркологии: клинико-психопатологический, эпидемиологический, социологический (социометрия – оценочные шкалы, опросчики, интервью, медицинская документация и пр.), статистический, экспертной оценки.

Таким образом, социальная наркология является разделом наркологии, имеющим свой предмет деятельности, цели, задачи, методологию. Её развитие непосредственно связано с наркологией, психиатрией, социальной медициной, социологией и юриспруденцией. Непосредственная реализация научно обоснованных предложений социальной наркологии во многом зависит от государственных структур, общественных организаций и конфессий, обеспокоенных социальными наркологическими проблемами и здоровьем народа.

Предложения к резолюции XII съезда НПА России

  1. Привести реабилитационную деятельность наркологической службы в соответствие с Федеральными стандартами и приказами
  2. Создать единую систему отчетности и контроля работы наркологических реабилитационных учреждений
  3. Создать методику оценки эффективности деятельности наркологических реабилитационных учреждений и осуществить мониторинг качества
  4. Укомплектовать наркологические реабилитационные структуры клиническими психологами, психотерапевтами, социальными работниками
  5. Создать стандарты наркологических кабинетов, отделений, реабилитационных отделений и центров, улучшить материальную базу реабилитационных ЛПУ.
  6. Создать постоянно действующую систему обучения и повышения квалификации специалистов в области реабилитации наркологических больных
  7. Обеспечить организации, занимающихся реабилитационной деятельностью, адекватной нормативно-правовой базой;
  8. Разработать подходы к повышению мотивации на создание развитой реабилитационной инфраструктуры на местах, обратив особое внимание на развитие амбулаторного реабилитационного звена
  9. Способствовать взаимодействию всех звеньев реабилитационной инфраструктуры – государственных, коммерческих, конфессиональных, общественных.

Примечания

[1] Директор Института реабилитации ННЦН Росздрава