Человек, сказавший самое главное

Памяти Иоанна Павла II

Хотя психиатры изучают душевные расстройства, в конечном счете, они стремятся открыть "здоровое среди больного". Поэтому и выдающиеся личности, и значительные события общей духовной жизни не могут не привлекать их внимание.

Кончина Папы Римского Иоанна Павла II (Кароля Войтылы) всколыхнула весь мир. Сама личность и деятельность этого Человека - преемника апостола Петра - не могут оставить равнодушными никого. Христианин любой конфессии, исповедник иной веры и даже человек вовсе далекий от Церкви - каждый найдет здесь созвучную себе тему. Впечатляют даже внешние детали биографии – первый славянин на Папском престоле, продолжительность понтификата более 25 лет, активное служение до самых последних дней, пока не иссякли физические силы, свободное владение почти десятью языками, в том числе и русским, пастырские визиты в 130 стран мира – все это приобретает в контексте Его жизни особый глубинный смысл, разворачивается в самостоятельное повествование, раздумье о Боге, человеке, прошлом и будущем.

Свое Папское служение Он начал с библейского, но вечно актуального призыва "Не бойся!" Этот главный для каждого человека возглас призван помочь бедному и слабому не бояться богатого и сильного, а последнего - не бояться, что его сокровища могут развеяться, исчезнуть. Несчастный пусть не боится себя, счастливый – судьбы. "Не бойся" - это и главный лозунг психотерапии и врачевания в целом.

И сам Он, строго следуя канонам Своей веры, не страшился идти навстречу вызовам современности, будь то социализм Востока, капитализм Запада, или же трагически ошибочные акции Его церкви в прошлом, за которые Он попросил прощения у всего мира. Первым из равных себе иерархов Иоанн Павел II посетил мечеть и синагогу, встретился с Далай-ламой, побывал во многих странах, пробуждающихся для духовного христианского поиска, в том числе в большинстве стран бывшего СССР, встречался с президентами М.С.Горбачевым, Б.Н.Ельциным, В.В.Путиным. Все они были готовы принять Папу в нашей стране, а будучи высказанным ныне действующим Президентом В.В.Путиным, это предложение представляется, быть может, одним из самых возвышенных его поступков. Известно, что и Папа очень хотел посетить Россию и первой своей остановкой видел Соловки - Землю мучеников. Но церковь отделена от государства, у нее свои подходы. Не нам судить...Притягательность Его личности была столь велика, что даже человек, в него стрелявший, пожелал отдать последний долг своей Жертве (слово само напечаталось с прописной буквы).

Жизненный путь этого Папы - часть жизни Его родины, мира, Церкви. В юности, в годы Второй Мировой войны - тяжелейшая работа на фабрике и в каменоломне - шанс избежать рабского, гибельного труда в Германии. Активнейшее участие в создании и деятельности Рапсодического театра - совершенно особого и замечательного по творческим достижениям драматического коллектива (увы, не получившим дальнейшего развития). Следом - учеба в подпольной духовной семинарии, многогранное университетское образование – богословское, философское, филологическое. Выбор окончательного жизненного пути был непрост, оказался сложнейшим духовным актом.

Но все накопленное, усвоенное, переработанное помогло сформироваться энциклопедисту, воплотилось в собственных трудах – богословских, философских, в стихах, в драматических произведениях, статьях о театре ( как примеры упомянем энциклику "Вера и разум", трактат "Личность и поступок", размышления о мистике Святого Иоанна Креста, пьесу "Брат нашего Бога"). Хотя многие работы Папы публиковались в России и ранее, только недавно появилась возможность познакомиться с наиболее фундаментальной подборкой. В 2003 году "Издательство францисканцев" выпустило двухтомник сочинений Иоанна Павла II. Обстоятельные комментарии очень помогают в овладении этими многообразными текстами. ( Это почувствовали и мы при работе над настоящим материалом). Составители издания усматривают во всех трудах Папы внутреннее единство и определяют его как философию духовной образности. Нет никакого сомнения, что эти работы ценны и для психиатров-психопатологов.

Первосвященик рубежа ХХ-ХХ1 веков, эпохи постмодернизма, не противопоставляет, но и не смешивает бездумно веру и разум, а объединяет их как два крыла птицы, равно необходимые для полета. Современной, гуманистичной (мы понимаем рискованность этого определения в своего рода апологетической статье), но прежде всего проникновенно-духовной является Его оценка религиозности как самого возвышенного проявления человеческой личности. Религиозность - высшая степень разумной природы человека. Расхождение, разрыв, противостояние веры и разума, привело к тому, что разум без веры, без Откровения часто погрязал в заблуждениях и нередко утрачивал конечную цель. А вере, не подкрепленной разумом, ограничивающейся лишь чувствами и переживаниями, постоянно угрожает утрата универсальности. Вера имеет совершенно особый характер, поскольку "действительность и истина выходят за пределы фактов и опыта", а человек способен "достоверно и безошибочно, хотя и несовершенными методами постигать это трансцендентное и метафизическое измерение." "Человек – тот, кто ищет истину". Особое, глубинное значение в устах и строках Папы приобретают заключения о том, что Откровение являет разуму истины, которые он сам, может быть, и никогда не открыл бы: понятие личностного и свободного Бога Творца, реальность греха, так, как она представлена в свете веры, и это позволяет правильно описать в философских категориях проблему зла. И вся концепция личности как духовного существа - это вклад веры. "Человек вообще есть нечто такое, что не позволяет исторически объяснить его исчерпывающим образом. В нем живет внеисторический зародыш, вот он-то именно и находится у самых истоков человеческого в человеке",- подчеркивает Папа. А сама вера – это не просто знание о Боге, но действенное общение с Ним. И здесь вновь уместно вспомнить о страхе, который, по мнению людей поверхностно знакомых с христианством, зловеще, разрушительно пронизывает всю жизнь верующего. На самом деле все иначе - "Сыновний страх Божий, который есть любовь", - вот определение Папы, а, значит и Церкви. Страх утратить любовь Отца, стремление быть Ее достойным – вот что движет человека вперед и вверх.

Папа близок нам (просим прощения за бытовизм) и профессионально. У Иоанна Павла II был особый период пастырской деятельности в среде медицинских работников. Широко известны Его проповеди, посвященные проблемам милосердия и эвтаназии. Наверное, в них отразилось и трагическое духовное событие Его отрочества - смерть старшего брата - врача, заразившегося скарлатиной от своей пациентки. Ограничимся здесь лишь одной фразой, затрагивающей эту тему и перекликающейся с предыдущей: "...он (разум) не может понять, что страдания и смерть могут выражать любовь, которая приносит себя в дар, не требуя ничего в замен".

А сама "любовь вне пределов справедливости, выше ее". И это, быть может, самое нужное всем нам сегодня: ведь "Человек не должен позволять, чтобы им управляло чувство справедливости или несправедливости, Он должен руководствоваться лишь верой и любовью."

Завершить это приношение памяти Иоанна Павла II нам бы хотелось Его стихотворными строками. Они не отделены от всех иных Его глубочайших размышлений. Сожалея, что при рассмотрении популярных ныне герменевтических и языковых проблем, избегают основного вопроса об истине жизни, личности, о бытии и Боге, Сам Он утверждал их внутреннее единство:


"...наша мысль со светом предметов слита.
Мысль наша силе простых вещей осталась верна,
И если столько их нам до сих пор не открыто,
Значит, наша мысль еще не завершена."
Войтыла, Кароль.


Крипта, Избранная поэзия 1939-1978. Составил и перевел с польского А.Базилевский. Предисловие С.Аверинцева. - М.:Вахазар, 1994, с.27.


P.S. Иоанн Павел II завещал после кончины уничтожить весь Его архив. Однако, личный секретарь Папы не сжег эти документы полностью, поскольку, как было официально заявлено, они содержат великие истины, которые нужны для канонизации, для Церкви и мира.