$title = "15 лет Независимому психиатрическому журналу"; $next="systems.htm"; require ( $_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php' ); ?>
Минувшее пятнадцатилетие было и остается в нашей стране нелегким временем для любого журнала, тем более, вознамерившегося соответствовать такому названию как наше.
Откликаясь на злобу дня, не уклоняясь от самых острых тем, журнал никогда не становился конъюнктурным.
Его возникновение, как и создание самой Ассоциации, Вестником которой он является, было связано с долгожданной возможностью свободно выражать свои мысли, не зная другой цензуры, кроме профессионального уровня, достоверности излагаемых фактов и достойного тона обсуждения.
Мы пытались сосредоточить внимание на самых болевых проблемах, считая, что только их открытое свободное обсуждение - после эпохи широкомасштабного использования психиатрии властями в немедицинских целях – поможет найти надежное профессиональное основание, ставящее психиатрию на уровень Науки. И мы нашли его в феноменологическом методе Э.Гуссерля, введенного К.Ясперсом в психиатрию. Это парадигматически новый стиль научного описания, который – в отличие от традиционного естественно научного – учитывает и редуцирует предвзятости наблюдателя, не только личные, а все –измы его научных и философских пристрастий, тем более, когда объектом описания является столь динамичная и сложная вещь как человеческая психика, внутренний мир и поведение человека, с которым взаимодействует наблюдатель в неспокойном социуме, от которого сам зависит. Факты, не прошедшие феноменологической редукции, не факты вовсе, а впечатанная в них личностность восприятия, содержащая ходячие догмы, иллюзии, заблуждения и влияния. Математическая обработка феноменологически неочищенных фактов мало чего стоит.
Поэтому журнал, предоставляя место авторам всех направлений, готовит почву и проторяет путь прежде всего феноменологическому направлению. Международный редакционный совет журнала – это ведущие представители феноменологического направления, которые много сделали и делают для МКБ-11 и DSM-V.
Журнал – единственный не только в отечественной, но и в международной практике, - помещает в каждом выпуске стенограммы клинических разборов, а это основа профессионализма. В ближайшее время эти разборы выйдут отдельной книгой, незаменимой в процессе обучения.
Другая регулярная и также уникальная рубрика – «Из досье эксперта» - содержит разборы типовых ошибок судебно-психиатрических экспертиз, в том числе самых громких от дела генерала П.Григоренко до дела полковника Ю.Буданова. Во всех этих случаях позиция журнала спасала честь отечественной судебной психиатрии, полностью огосударствленной и очень зависимой от политической конъюнктуры.
Уникальной является регулярная рубрика журнала «Психиатрия и право», - проблематика которой имеет ключевое значение для гуманизации не только психиатрической службы, но – без преувеличения – всего общества, и обеспечения спайки науки и практики, в силу фундаментального значения фактора добровольности и верховенства Закона.
Журнал уделяет большое внимание общетеоретическим и общеметодологическим работам, философским основаниям, конституирующим психиатрию как самостоятельный предмет, проблемам нормы, патологии и болезни, саморефлексии психиатрии и ее социологии, т.е. взгляду на предмет со стороны как на один из общественных институтов со своими бюрократическими механизмами.
Журнал самой своей структурой показывает читателю широкий горизонт психиатрии, что очень важно для решения любого частного вопроса. Сюда относятся междисциплинарные работы, различные разделы компартивистики – сравнительного подхода в культуральном, этническом, межгосударственном, социальном и других аспектах, а также сравнительно-исторические работы.
Внимание к развитию и принципиальному обновлению других наук, в частности, истории, показывает неисчерпаемость и важность истории психиатрии, которая любую проблему делает рельефной и многогранной. А раздел «Хроника» сам превратился в живую откровенную историю предмета за последние 15 лет.
Журнал дорожит традициями выдающихся отечественных психиатров и постоянно возвращает к ним читателя. Это неразложимое целое высокого клиницизма, конкретной гуманности, заботы относительно общественного устройства больных, критичности к себе и другим, и страстности во всем этом. Примером для нас был журнал П.Б.Ганнушкина «Современная психиатрия», просуществовавший одно десятилетие между революциями 1905 и 1917 годов.
Журнал – волонтерский, безгонорарный, бесприбыльный, он не печатает фармакорекламу, он во всем неформален, тематически разнообразен, открыт всевозможным новациям и дискуссиям, исповедуя, прежде всего, профессиональные идеалы. Члены редколлегии опираются на своих читателей и сильны ими.
Рубрика «Психопатология и творчество» исходит из убеждения, что для психиатра чрезвычайно важен высокий культурный уровень, который определяется не многознанием, а живым пониманием искусства и литературы как многообразных способов внекатегориального постижения мира и человека. Стихи, рисунки, проза, воспоминания, разборы художественных произведений, жизни их творцов и самого процесса творчества, имеющие касательство к психиатрии, - это неисчерпаемый источник для все более адекватного постижения наших пациентов и собственной роли в их судьбе.
Избрав на юбилейном съезде НПА России в качестве эмблемы Ассоциации, а значит и ее Вестника, образ Дон Кихота, мы опасались упреков в нескромности, а заслужили похвалу «за смелость» такого самообозначения. То, как воспринимается и как используется имя Дон Кихота, очень точно характеризует уровень и существо переживаемой эпохи. Донкихотством теперь не гордятся, а называют так в лучшем случае инфантильное поведение, а то и пограничное, и даже вовсе болезненное. В современной России быть правозащитником значит снова рисковать получить психиатрический диагноз.
А ведь классики русской литературы и литературной критики – Виссарион Белинский, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, каждый по-своему, считали этот образ вершинным. И как раз Достоевский 130 лет назад прибегнул к самой сильной из возможных метафоре:
«Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения.
Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли,
это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек,
и если б кончилась земля, и спросили там, где-нибудь, людей:
«Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?»,
то человек мог бы молча подать «Дон Кихота»...» .
(Дневник писателя, 1876 г.)
Со времени публикации «Дон Кихота» прошло 400 лет, но нам остается только повторить сказанное.
Не случайно попытка осмеять спустя 9 лет, в эпоху Контрреформации, образ Дон Кихота в памфлете – ложном продолжении первой части романа – оказалась ничтожной как в художественном, так и в нравственном и богословском плане, не случайно ее предпринял человек, ставший через несколько лет генеральным инквизитором Испании. Дон Кихот Сервантеса благодарит Небо за Свободу, лже-Дон Кихот Сапаты из Авельянеды посылал на муки невинных.
Итак, давайте подонкихотствуем вместе, слушая и говоря правду, ведь «каждый человек, - говоря словами В.Белинского, - есть немножко Дон Кихот».