$title = "Психиатры и психологи – союзники или соперники?"; $pre="reply.htm"; $next="reform.htm"; require ( $_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php' ); ?>
Уже много десятилетий в Российском Государственном медицинском Университете проводится авторитетная, по-особому значимая научная студенческая конференция. Она называется Пироговской (и даже "Пироговкой" в современном жаргонном, но вполне официальном интернетовском сокращении), потому что РГМУ вырос из известного в прошлом 2-го Московского ордена Ленина медицинского института им. Н.И.Пирогова. Расширились и масштабы конференции - теперь в ней принимают участие медицинские ВУЗы других городов России и стран ближнего зарубежья. К традиционным секциям – теоретическим, клиническим, профилактическим присоединяются новые. В марте 2005 года впервые заседала секция "Клиническая психология и психиатрия". Обостренный интерес современного общества к закономерностям и тайнам человеческой психики очевиден. В рамках РГМУ он воплотился в недавно открывшемся факультете клинической психологии, который, встав на ноги (в следующем учебном году предстоит первый выпуск), и стал инициатором формирования новой секции.
Известно, что психиатрия и психология долгое время жили недружно, лишь в самые последние десятилетия они протянули друг другу руки. Каким же оказался опыт совместной студенческой научной дискуссии? Опубликованные тезисы (более 30 работ) производят в целом благоприятное впечатление. В русле расширяющегося сотрудничества двух "психе", наверное, естественным и даже позитивным является то обстоятельство, что при чтении работ (без оглядки на титры) далеко не всегда удается четко определить психологическим или психиатрическим является данное конкретное исследование. Психологи работают с больными, а многие методики оценки, формализации, используемые психиатрами, стоят ближе к психологическим.
Но выверенные, отредактированные формулировки печатного текста почти всегда скрывают научный и личностный облик автора, тем более при тезисной форме публикации. Научно-мировоззренчески, методологически гораздо важнее, особенно для молодежи, лишь начинающей приобщаться к исследовательской работе, живая атмосфера сиюминутного размышления, дискуссии, поиска ответов. На заседании прозвучало около половины из напечатанного. Мы не будем анализировать конкретные доклады, веря в искреннюю преданность студентов науке, с одной стороны, и отдавая себе отчет в том, что за научной позицией студента стоят воззрения его наставников, – с другой.
С величайшим сожалением необходимо констатировать, что никакого взаимопонимания между психологами и психиатрами не было. Ораторами-психологами игнорировались или пренебрежительно отбрасывались любые вопросы, ориентированные хоть сколько-нибудь психиатрически. Несущественной, несуществующей оказывалась разница между эндо-, экзо- и психогенезом душевных расстройств, а ведь она определяет лечебные и реабилитационные, мероприятия по-разному оценивает эффективность воздействий. Стиралось разграничение нормы и патологии, психопатии и акцентуации, ценностных (духовных) и психологических (душевных) структур, уровней личности. Огульные, без соотнесения с вариантами и этапами заболевания, утверждения о том, что сообщение больному диагноза психической болезни ухудшает ее течение и прогноз(!), провозглашение тезиса об ответственности больного за свое заболевание (если и ставить вопрос в этой плоскости, то следует говорить об активности больного в отношении к своему заболеванию), упрощение психосоматических соотношений, понятия психической травмы, смешение социального, клинического и психологического при анализе сложного и спорного феномена "выгорания" – вот моменты, которые до боли резали психиатрически настроенное ухо. Мы согласны допустить, что за всем этим стоит своеобразие воззрений докладчиков-психологов. Но ведь психиатрический взгляд на все эти проблемы также имеет свое обоснование и историю, И пренебрежительно его отбрасывать в научной дискуссии недопустимо. Курс психиатрии на факультете клинической психологии РГМУ 72 часа - достаточно большой, чтобы почувствовать специфику дисциплины, тем более в атмосфере медицинского института и практических занятий по психиатрии на базе одной из лучших московских больниц. К слову заметим, что в стенах медицинского ВУЗа название секции скорее должно было бы звучать как "Психиатрия и клиническая психология", но мы готовы принять действующую формулировку как признание первичной инициативы психологов.
И преподаватели, и члены студенческого научного кружка кафедры психиатрии, не сговариваясь, с одинаковым огорчением констатировали почти физически осязаемую антипсихиатрическую атмосферу секции. И наставники, и ученики сошлись в огорчительном для всех мнении, что подобные собрания имеют - еще раз увы! – отрицательную научную ценность, отбрасывают науки о человеке в прошлое, подменяют многоаспектность и многоуровневость личностного подхода здравым смыслом, "психологизированием", которое вуалируется анкетированием и тестированием.
Поскольку психиатрия является медицинской, клинической дисциплиной (в психологии нет понятий этиологии, болезни, симптома, синдрома как проявления расстройства), естественным и обоснованным представилось предложение вернуться "в лоно" терапевтической секции Пироговской конференции или же объединиться с неврологами (при их желании и согласии. Но заметим, что мы знаем не одно психологически-,_психотерапевтически и духовно ориентированное учебное заведение, в котором опыт клинической психиатрии воспринимается с интересом, ассимилируется и обогащает всех, кто чувствует своим призванием помощь духовно или душевно страдающему человеку.
Взаимоотношения клинической психологии и психиатрии можно определить (пользуясь формулой видного западного психотерапевта) следующим образом: "здоровое среди больного". Обе эти формы человеческого бытия имеют право на существования, обе они существуют. Пусть все наши знания и умения, все теории и практики служат на благо человека.
Б.А.Воскресенский