$title = "Итоги «Обезьяньего процесса»"; $pre="case.htm"; $next="terrorism.htm"; require ( $_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php' ); ?>
Для психиатров судебный процесс над устроителями антиклерикальной выставки в Центре им. акад. А.Сахарова поучителен по нескольким основаниям.
Во-первых, в свете опубликованного ранее отклика на заключение экспертов[1] важно было убедиться, что основным способом манипулирования заключением был специальный подбор экспертов. Это последнее стоит в прямой связи с тем, что Государственная Дума, Генеральная Прокуратура и Московская Патриархия заняли воинственно-клерикальную позицию.
А «главная причина проведения выставки, - по словам адвоката обвиняемых Юрия Шмидта, - обеспокоенность ее участников и организаторов нарастающей клерикализацией России, вопреки ее Конституции... Проведение выставки в специальном помещении вдали от культовых объектов было вполне законным, даже если бы она носила куда более резкий антиправославный характер». На Западе аналогичных выставок и альбомов-каталогов по ним много, и они значительно грубее. И разве не рисовал Сальвадор Дали Мадонны со своей, известной сексуальными оргиями, Галы... Но толерантность западного общества – свидетельство социального здоровья. Нетрудно предвидеть, что в иных анкетах под благовидным предлогом появится «пятым пунктом» «ваше вероисповедание».
Судебный процесс поляризовал общество, накаленное стихией современной безнравственности и остро реагирующее на всякую десакрализацию, не вникая в подробности, в контекст и смысл происходящего, как правило, очень по-личному. Даже блестящий обозреватель – Юлия Латынина – одобрительно отнеслась к возможному лишению свободы устроителей выставки. Ее мотивировало, в частности, участие в выставке одиозного Олега Кулика. Но чувство брезгливости, которое вызывают его содомские шоу, как и его возможная психопатология, никак не связаны ни с оценкой его художественного таланта, ни с уровнем его произведений, которые экспонируются в самых престижных музеях мира. А по результатам недавнего Биеналле в Москве Кулик, вместе с другим участником злополучной выставки Мамышевым-Монро, получил золотую медаль Российской академии художеств. Никакие биографические коллизии или психиатрический диагноз не обесценивают продукты творчества.
Стоит также напомнить, что оправданные московским судом вопреки причиненному ими большому материальному ущербу погромщики выставки, как и последующие демонстранты с профашистскими лозунгами, - никакие не фундаменталисты, а заурядные черносотенцы – «охотнорядцы».
Настоящие христианские фундаменталисты, например, русские скопцы, поступали в соответствие с буквой Евангелия, сколь тяжкие последствия это бы не влекло.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
(Мф. 5, 27-31; ср. Мк. 19, 43-48).
Буквальное следование этому, в соответствие с духом христианства, всегда самонаказание, а не агрессия. Характерно, что в отношении национальности Богоматери и Иисуса буквальное восприятие отсутствует.
Собственная агрессивность обнаруживается, как известно, в повышенных мерах безопасности. Российская традиция – это, прежде всего, если не исключительно, государственная безопасность. Ее границы вровень с мерой огосударствления. Поэтому это закрытость, засекреченность, «информационная безопасность». Расширительное толкование содержится в самом термине «информация»: все содержит информацию, имеет информационный аспект, может быть выражено на этом языке. Уже изобретено (под дело Сутягина) новое понятие: «аналитический шпионаж», т.е., интеллектуальная обработка открытых данных. Такое понятие может быть применено к чему угодно. А как известно, самый большой секрет – это отсутствие секретов.
Через понятие «безопасности» дошла очередь до «духовной безопасности», что представляет собой откровенно тоталитарные претензии. Первая «комиссия по духовной безопасности» организована в феврале 2005 года при представителе Президента по ЦФО генерале Полтавченко. В ее составе знакомые имена по борьбе с «тоталитарными сектами»: А.Хвыля-Олинтер, Н.В.Кривельская и другие. С 1995 года такой деятельности пытались придать легитимность руками психиатров, с методическим центром в Государственной Центре им. Сербского. Начинавшаяся стыдливо, кулуарно, она выросла чуть ли не в основное дело социальной психиатрии.
Если обратиться к психопатологическому аспекту кощунства и возмущения кощунством, то это проявление истеро-эпилептоидного нрава, одномерного взгляда на мир, контрастных идей и влечений, агрессии, а то и вовсе недалекости или инфантильности: как возмущение анекдотами о Пушкине или травля Андрея Синявского за замечательно талантливую книгу о Пушкине. Это полное отсутствие юмора и самой способности к юмору, т.е., к двойному опосредованию. Пародия воспринимается буквально.
Пародия (букв. «пение навыворот») – шуточное шаржированное подражание смеха ради или едкое заострение до абсурда низвержения ради. Этого достигают, помещая в высмеиваемую торжественную форму пустое содержание или облекая высмеиваемое содержание в неподобающую форму.
Конечно, буквальное восприятие пародии с возмущением вместо смеха можно объяснить, не прибегая к психопатологии. Прежде всего, контекстом современного аморализма, тогда как «наиболее велика потребность в смеховой разрядке в обществах с непререкаемыми догмами». В вышедшей в 2004 г. монографии В.Даркевича «Народная культура средневековья (пародия в литературе и искусстве IX-XVI веков)» приведен богатый материал, демонстрирующий древние корни пародии. При раскопках Палатина в Риме на стене древнеримского императорского дворца было обнаружено изображение человека в молитвенной позе перед крестом, на котором распят мученик с головой осла. Средневековые рукописи переполнены такого рода изображениями.
В разделе «Пародийная литургика» показано, как пародийному высмеиванию подвергались самые возвышенные стороны культа, как византийский император Михаил III (842-867) предстает для наших современников богохульником и святотатцем, как в компании шутов он пародировал литургию. Но это не воспринималось как святотатство или кощунство и не было им. Греческие кронии, римские сатурналии, «праздники дураков» и «ослиные праздники», которые в эпоху Средневековья легально проводились в церквях, не воспринимались как кощунство. При всех «кощунствах», люди средневековья даже близко не могли помыслить, допустить что-либо, задевающее существо священного. Их понимание было и в эти моменты в принципиально другом слое. Они оставались истинно верующими. Аналогичным образом следует относиться и к «опричному монастырю» Ивана Грозного и «всешутейскому» и «всепьянейшему собору» Петра Первого. Уже в XI веке снижение священного, недопустимое в форме серьезного, не считалось кощунственным в форме смеха и разрешалось даже ортодоксальными богословами.
Настоящие кощунства нашего времени остаются безнаказанными. Это иск к Библии одного из наших неофашистов и сравнение Папы Иоанна Павла II с Бен Ладеном одним из иерархов православной церкви; регулярное обливание краской памятника Мандельштаму во Владивостоке и свастики на еврейских кладбищах и на Соловецком камне; установление памятника самому жестокому маршалу - Жукову и военный парад в Грозном в день депортации чеченцев; тиражирование фотографий впавшего в маразм Ленина и убитого Масхадова...
Кощунство всюду вокруг нас. Оно бьет по всему сокровенному, святому, и по всем чувствам. Кощунству и провокации учат. Какое кощунство осудить, какое не заметить, а то и поощрить – вот, что бросается в глаза на этом фоне. Как глубоко символична история с миной-растяжкой на лозунге «Смерть жидам» на Рублевском шоссе.
Но, в результате, выставка сверх всех ожиданий достигла своей цели именно благодаря состоявшемуся процессу и благодаря погромщикам. Она ведь и была провокацией, но не кощунством.
5 июля 2005 г. Московский городской суд подтвердил решение Таганского районного суда г. Москвы о признании устроителей выставки «Осторожно – религия!» Юрия Вадимовича Самодурова (директор Центра им. Андрея Сахарова) и Людмилы Викторовны Василовской (куратор выставки) виновными и взыскании с них штрафа по 100 тысяч рублей с каждого. Адвокаты отправили жалобу в европейский суд.
Ю.С.
[1] НПЖ, 2004, 4