$title = "120 лет классической книге отечественной психиатрии"; $next="pseudo.htm"; require ( $_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php' ); ?>
Отечественной психиатрии есть чем гордиться по большому счету. В этом ряду на первое место можно по праву поставить работу Виктора Хрисанфовича Кандинского «О псевдогаллюцинациях» (1885, 1890, 1952, 2001).
Это самая ценимая и самая цитируемая с давних пор во всем мире отечественная работа по психиатрии. Ее значение в истории отечественной и мировой психиатрии сравнимо с местом Ф.М.Достоевского, единственного, кого Фридрих Ницше назвал как психолога своим учителем. Карл Ясперс из отечественных авторов опирается как раз на Кандинского и Корсакова, в «Общей психопатологии» он приводит обширные цитаты из Кандинского, иллюстрирующие псевдогаллюцинации, автоматизмы речи, аномальные сновидения.
Выделение и необыкновенная проникновенность описания Кандинским псевдогаллюцинаций связано с тем, что это строгое самоописание, что история болезни Долинина в этой монографии – история его собственной болезни. «Имея несчастье в продолжение двух лет страдать галлюцинаторным помешательством и сохранив после выздоровления способность вызывать известного рода галлюцинации по произволу, я, естественно, мог на себе самом заметить некоторые условия происхождения чувственного бреда»[1]. Перед нами настоящее феноменологическое исследование, признаком которого, по словам Ясперса, является не число исследованных больных, а глубина проникновения в каждого больного. Тем более, что речь идет о наиболее структурно сложном, трудном для вербализации и диагностически значимом синдроме первого ранга, получившем имя Кандинского и Клерамбо (Gatian G. de Clerambaut), который только через 40 лет детально типологизировал структуру этого синдрома.
Ставшее классическим описание сопровождается не менее тонким и глубоким сравнительным анализом описаний другими авторами сходных феноменов, не считающимся со сколь угодно высокими авторитетами, когда речь идет о научной взыскательности.
Другим драматическим обстоятельством, - впрочем, составляющим печальную отечественную традицию, - является история публикации этой классической работы. Представленная Кандинским председателю Санкт-Петербургского общества психиатров проф. И.П.Мержеевскому на соискании премии им. врача Филиппова в 1885 году и удостоенная этой премии, а в январе 1886 года еще и постановления о ее публикации на средства Общества, она не была напечатана «за отсутствием средств». Кандинский так и не дождался этой публикации на русском языке. Дело ограничилось публикацией только выводов этой монографии (5 стр. вместо170)[2].
Однако на немецком языке рукопись «О псевдогаллюцинациях»[3] была опубликована сразу же – в 1885 году и сразу стала одной из самых цитируемых.
Только после трагической смерти Кандинского в 1889 году его вдова Елизавета Карловна Фреймут-Кандинская забрала рукопись и издала ее за свой счет в 1890 году, после чего покончила, как и муж, жизнь самоубийством.
Кандинский прожил всего 40 лет. Однако интенсивность его творческой деятельности, ее разнообразие и масштаб сделанного поражают. Монография «О псевдогаллюцинациях» не единственная его работа, ставшая классической. Кандинский подробно обосновал в 1883 году необходимость ввести в законодательство помимо медицинского, также психологический (юридический) критерий вменяемости, что сделало его одним из основоположников отечественной судебной психиатрии. Однако его монография «К вопросу о невменяемости» также увидела свет только благодаря подвижничеству его жены, выпустившей эту книгу со своим предисловием и примечаниями на свои средства в 1890 году.
В 1882 году Кандинский предложил свою классификацию психических заболеваний, которая тогда же была введена в Санкт-Петербургской психиатрической больнице св. Николая Чудотворца, где он работал, а в 1886 году принята на Первом съезде отечественных психиатров. Выделенная в ней «идеофрения» соответствует нынешней шизофрении. Кандинский написал еще много других работ, рецензий и рефератов, выступил во многих дискуссиях, перевел Мейнерта и Вундта.
Творчество Кандинского распадается на московский и санкт-петербургский периоды, рубежом которых стала его психическая болезнь. Это, пожалуй, самый яркий случай, когда психическая болезнь приводит к профессии психиатра и – более того – в результате строгого исследования собственной болезни – к классической работе.
Родившийся в Нерчинском уезде Забайкальской губернии в 1849 году в семье известного купца, где в роду с обеих сторон было много одаренных людей[4] и душевнобольных, Кандинский окончил с отличием московскую гимназию, а затем медицинский факультет Московского университета, где его учителем был проф. А.Я.Кожевников. Но первоначально в 1873-1876 гг. он работает ординатором общесоматической Первой градской больницы в Москве. В 1876-1877 гг. в качестве судового врача участвует в русско-турецкой войне, где переносит психотическое состояние, которое и привело его к психиатрии. В 1880 году он публикует описание собственной болезни - «К учению о галлюцинациях». В 1881 году выходит немецкий перевод[5] и сразу получает отклик во французской и немецкой литературе, в частности, со стороны Сегла (Seglas) и Генриха Шюле (H.Schüle), автора знаменитого учебника, с которым у Кандинского заочно установились дружеские отношения. Оба не занимали никаких руководящих постов. В 1881-1889 гг. Кандинский - ординатор психиатрической больницы св. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Здесь он и создает свое вершинное произведение «О псевдогаллюцинациях».
Итак, работа всеми признанная классической, была переиздана только в 1952 году (спустя 62 года) по инициативе А.В.Снежневского с его предисловием, сокращениями и комментариями, в которых живо ощущался погромный дух Павловской сессии. Очередное издание вышло спустя еще полстолетия, в 2001 г. в первоначальном виде[6]. Восстановлены сотни снятых ссылок. В 1975 и 2004 гг. вышло блестящее исследование «Жизнь и творчество выдающегося русского психиатра В.Х.Кандинского» профессора Л.Л.Рохлина.
Книга «О псевдогаллюцинациях» из тех, что не стареют, из тех, что образуют фундамент психопатологии, которые важно перечитывать. Тогда молодые и не только молодые психиатры не будут путать навязчивые и насильственные представления, как и многое другое.
Ю.С.
[1] Кандинский В.Х. К учению о галлюцинациях // «Медицинское обозрение», 1880, т. 13, июнь, с. 816-824
[2] Кандинский В.Х. Клинические и критические изыскания в области чувств // «Медицинское обозрение», 1885, т. 23, № 3, с. 231-235
[3] Kandinsky V. Kritische und klinische Betrachtungen im Gebiete der Sinnestänschungen. Erste und zweite studie. Berlin. Frieedlander und sohn. 1885. 170 s.
[4] Деды В.Х.Кандинского и отца абстракционизма в живописи Василия Васильевича Кандинского были родными братьями
[5] "Archiv für Psychiatrie und Nervenkrankheiten", 1881, Bd. 11, H. 2, s. 453-464
[6] Выражая благодарность инициаторам переиздания монографии В.Х.Кандинского «О псевдогаллюцинациях» в первоначальном виде, в дешевом студенческом издании, мы вынуждены отметить некорректность постановки копирайта на Издательство НГМА (Нижегородской государственной медицинской академии), а не на В.Х.Кандинского. Издатели вправе на копирайт только за редактуру, оформление и т.п.