Случай изолированного обонятельного галлюциноза Габека

Н.В.Путилин, В.И.Чубариков (Орел)

В доступной нам литературе сведения о изолированном обонятельном галлюцинозе Габека недостаточны. В.М.Блейхер (1984) пишет, что изолированный обонятельный галлюциноз (D.Нabek, 1965 ) наблюдается в возрасте после 40 лет, в связи с органической церебральной патологией. Больные утверждают, что они являются источником неприятного запаха, который замечают окружающие. С этим галлюцинозом тесно связаны и идеи отношения, достигающие значительной выраженности (возможны суицидальные попытки, мотивируемые чувством отверженности). Нередки ощущения типа сенестопатий, отдельные тактильные галлюцинации. Идеи сделанности или привнесенности извне переживаемого больными чувства плохого запаха не характерны.

Ю.С.Николаев (1949) описал бред физического недостатка с неприятным для окружающих запахом – разновидность дисморфобий бредового характера. Г.В.Морозов(1988) отмечает, что «в чистом» виде обонятельный галлюциноз встречается очень редко. Нередко обонятельный галлюциноз сочетается с тактильным или сензитивным бредом отношения (когда больные убеждены, что запахи, как правило неприятные, исходят от них самих. А.С.Тиганов (1999) считает, что обонятельный галлюциноз в клинической практике обычно не встречается.

Учитывая, что изолированный обонятельный галлюциноз Габека встречается редко, приводим выписку из истории болезни больного Д., 24 лет.

Из анамнеза известно, что родился в многодетной крестьянской семье, четвертым среди шестерых детей. Мать страдает алкоголизмом, рано ушла из семьи. Отец склонен к злоупотреблению спиртных напитков, в армии не служил из-за заболевания нервной системы. Воспитанием детей занимался один.

Наш больной с детства отставал в развитии, рос тихим, обидчивым, тревожным, мнительным. Часто болел простудными заболеваниями. Посещал дошкольные учреждения. В школу пошел своевременно, учился слабо, с трудом переходил из класса в класс, окончил четыре класса. Наиболее трудно давалась математика. Рано начал помогать отцу по хозяйству. Некоторое время подрабатывал в совхозе на сезонных работах.

В июне 1995 года по направлению райвоенкомата был госпитализирован в Орловскую психиатрическую больницу для прохождения военно-врачебной комиссии. Выписан с диагнозом: «Олигофрения в степени легкой дебильности». В армию не призывался. Курит, алкоголем не злоупотребляет. После выписки из ООПБ окончил СПТУ, получил специальность тракториста и некоторое время работал трактористом в совхозе.

После того, как ему не дали новый трактор, который обещали при поступлении на работу, написал заявление и уволился. Тяжело переживал случившееся, плохо спал, был подавлен, отмечались быстрая утомляемость, головные боли, головокружение. Появился страх, слышал женский «голос», который обращался к нему по имени и исчезал «как эхо» в дали. Слышал музыку, «как магнитофон включали», «петушиное какуреканье», все доносилось со стороны. Самостоятельно, с направлением из ЦРБ госпитализировался в Орловскую областную психиатрическую больницу. Отмечался пониженный фон настроения, держался обособленно, большую часть времени проводил в постели. Предъявлял жалобы ипохондрического характера: «желудок болит», «палец дергается», «печень покалывает». В процессе лечения стал активнее, улучшилось настроение, включился в труд внутри отделения, общался с сохранными больными. Память и интеллект снижены. Оставался тревожным, мнительным, периодически жаловался на головную боль, утомляемость. Появилась критика к перенесенному состоянию. Выписан с улучшением, диагноз: «Олигофрения в степени легкой дебильности, ипохондрический синдром». После выписки проживал с отцом.

После того, как не смог устроиться на работу трактористом, вновь снизилось настроение, нарушился сон, появилось ощущение ненужности, которые сменились сначала тревогой, а потом страхом. Прибегал к употреблению спиртных напитков, чтобы «снять напряжение и страх». С жалобами на головную боль, легкую утомляемость, подавленное настроение в октябре 1998 года был стационирован в Орловскую областную психиатрическую больницу. Сообщил, что дома, внезапно проснувшись ночью, увидел, как по «стене течет смола», в страхе выбежал из дома. После проведенного лечения выписан в состоянии улучшения состояния по месту жительства с прежним диагнозом.

К работе приступить не смог, был переведен на вторую группу инвалидности.

Вскоре, в состоянии алкогольного опьянения совершил кражу. Направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. Психическое состояние: при поступлении ориентирован полностью, фон настроения приподнят. Охотно отвечает на вопросы, к ситуации относится с легкостью, без должной критики. Сообщил по делу: «меня позвали, и я пошел». Суждения поверхностные, наивные. Интеллект низок. Запас знаний и представлений мал. Кругозор беден. Не знает таблицу умножения. Счет по Крепелину совершает с грубыми ошибками. Мышление конкретное.

В отделении отмечалось состояние, когда в страхе вскочил ночью с постели, стал кричать, звать на помощь, кого-то искал под кроватью. На вопросы отвечал не по существу. Лечащему врачу сообщил на другой день, что слышал «голос» незнакомого человека, который прятался у него под кроватью. Больной был оперирован по поводу обострения хронического геморроя, после чего у него снизилось настроение, нарушился сон, появилась тревога. Заявил, что от него «пахнет калом», «разложившимся трупом». Окружающие также чувствуют этот запах, больные между собой переглядываются, перемигиваются, стали к нему пренебрежительно относиться. Попросил перевести его в другую палату. Написал отцу прощальное письмо. Высказывал суицидальные мысли. Требовал разрешить ему многократно пользоваться ванной, чтобы смыть этот запах. Вскоре это состояние сменилось страхом, неправильным поведением, и больной был переведен в наблюдательную палату. Проводилось лечение нейролептиками внутримышечно и антидепрессантами. В результате проведенного лечения исчезли страхи, подавленность, чувство безысходности, неприятные запахи. Отмечалось снижение критики к перенесенному состоянию, был ипохондричен.

Нервная система: слабость конвергенции больше справа. Сглажена левая носогубная складка, гипомимия.

Заключение невропатолога – резидуальная органика раннего детского возраста. На ЭЭГ – диффузные изменения биоэлектрической активности. Глазное дно – без патологии.

Заключение психолога: на первый план выступила гипостеническая истощаемость, снижение объема механической памяти, конкретность мышления, снижение критических способностей, эмоциональная огрубленность.

Таким образом, обонятельный галлюциноз Габека возник у больного с органической церебральной патологией в молодом возрасте после соматогении. Обонятельный галлюциноз с бредом отношения в последующем трансформировался в депрессивное состояние с нигилистическим бредом, ажитированностью и суицидальными тенденциями. Психотические эпизоды, возникшие после психогений, протекали в форме отдельных галлюцинаторных феноменов, без бредовой переработки, в просоночном состоянии. Следует также отметить нарастание ипохондричности и снижение критических способностей.

Литература

  1. В.М. Блейхер. «Эпономический словарь», Киев, 1984, с.75
  2. Г.В.Морозов (ред.) «Руководство по психиатрии», М., 1988, т. 1, с. 123
  3. А.С.Тиганов (ред.) «Руководство по психиатрии», М., 1999, т.1, с. 50