$title="Ю. Н. Аргунова. "; $description=""; require($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php'); ?>
Одним из оснований освобождения от дальнейшего отбывания наказания является наступление у осужденного психического расстройства, лишающего его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 81 УК РФ). Психическое расстройство в этом случае должно наступить после совершения преступления. При этом суд может назначить лицу принудительные меры медицинского характера.
Представление об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. К представлению прилагаются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного (ч. 5 ст. 175 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Часть 5 ст. 175 УИК РФ, введенного в действие с 1 июля 1997 г., не содержит принципиальных различий со ст. 100 ИТК РСФСР, утратившего силу.
До недавнего времени перечень заболеваний, как и порядок освидетельствования, утверждались приказами Минздрава и Минюста России и являлись, следовательно, ведомственными нормативными актами, что не соответствовало духу проводимой в стране правовой реформы. Совместным приказом указанных министерств от 9 августа 2001 г. № 311/242 "Об освобождении от отбывания наказания сужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью" [ Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2001, № 44 или Российская газета, 2001, 19 октября, 2002, 18 декабря. ] были утверждены Перечень заболеваний, который может быть использован в качестве основания для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, а также Порядок медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы и их представления к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью. Судя по формулировке, данный Перечень лишь мог быть использован, а значит обязательным для применения не являлся, хотя начальникам учреждений и органов, исполняющих наказание, приказывалось его использовать. Кроме того, разработчики Перечня не учли, что основанием для освобождения от наказания в соответствии с законом является не перечень заболеваний как документ, а само заболевание, обнаруженное у осужденного.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 11 июня 2003 г. № 75-ФЗ в ст. 175 УИК РФ было внесено, наконец, дополнение, в соответствии с которым перечень заболеваний, а также порядок медицинского освидетельствования осужденных отныне утверждаются Правительством РФ. [ Российская газета, 2003, 17 июня. ]
Спустя восемь месяцев с момента принятия закона постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 были утверждены Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания (далее – Перечень) и Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью (далее – Правила) [ Российская газета, 2004, 13 февраля. ]. В постановлении за Минюстом и Минздравом России закреплена обязанность "давать разъяснения по вопросам применения" указанных Правил. Возможность на ведомственном уровне давать разъяснения по вопросам применения Перечня заболеваний постановлением не предусматривается.
Следует заметить, что до настоящего времени, несмотря на вступление в силу данного постановления Правительства, Минздрав и Минюст России не соизволили признать свой приказ от 9 августа 2001 г. утратившим силу. Такая ситуация, впрочем, типична для ведомственного нормотворчества.
Итак, согласно п. 19 нового Перечня под психическими расстройствами, препятствующими отбыванию наказания, понимаются "хронические психические расстройства стойкого характера (психозы и слабоумие), лишающие лицо возможности осознавать характер и общественную опасность своих действий (бездействий)".
Указанная формулировка, однако, не вполне корректна и не соответствует уже упоминавшейся ст. 81 УК РФ.
Во-первых, термин "бездействие" во множественном числе не употребляется.
Во-вторых, упущено из виду то обстоятельство, что при оценке психического состояния в расчет принимается невозможность осознания лицом не просто характера, а именно фактического характера (фактической стороны) своих действий (бездействия).
В-третьих, отсутствует волевой признак юридического критерия – невозможность руководить своими действиями (бездействием), которая, как известно, может проявляться как без утраты лицом возможности осознавать фактический характер и общественную опасность этих действий, так и наряду с ней.
К слову сказать, в предыдущем Перечне заболеваний, утвержденном приказом Минздрава и Минюста России № 311/242 таких грубых ошибок в рассматриваемой формулировке не содержалось.
При возникновении (обострении) указанного в Перечне психического расстройства осужденные подлежат медицинскому освидетельствованию, которое осуществляется специализированными медицинскими комиссиями, создаваемыми в специализированных (психиатрических) лечебно-профилактических учреждениях [ Перечень лечебно-профилактических учреждений для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, приведен в Номенклатуре учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава и Минюста России от 9 августа 2001 г. № 310/241 – см. Российская газета, 2001, 29 августа. ] уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России.
Медицинская комиссия состоит не менее чем из трех врачей. К работе комиссии могут привлекаться в качестве консультантов специалисты других учреждений здравоохранения (п. 4 Правил). Представляется, что такими специалистами могут выступать и члены НПА России, работающие в тех или иных психиатрических учреждениях страны.
Осужденные направляются на медицинское освидетельствование лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими частями УИС, а также лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения при наличии у них заболевания, включенного в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подтвержденного клиническими данными обследования их здоровья в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения.
В направлении на освидетельствование указываются сведения о состоянии здоровья осужденного, отражающие степень нарушения функций органов и (или) систем организма в связи с заболеванием, а также результаты проведенных лечебных мероприятий. Форма направления утверждается Минюстом по согласованию с Минздравом России.
Если осужденному с психическим расстройством будет отказано в направлении на освидетельствование, он или его законный представитель может обжаловать это решение в суд.
Осужденный должен быть в доступной форме (видимо имеется в виду в доступной для него форме) ознакомлен с порядком и условиями проведения освидетельствования и заблаговременно уведомлен о дате его проведения.
Освидетельствование проводится не позднее 10 дней со дня поступления в медицинскую комиссию медицинских документов.
Согласно п. 9 Правил медицинская комиссия при необходимости может запросить дополнительные сведения о состоянии здоровья освидетельствуемого из учреждений здравоохранения, в которых он наблюдался, или направить его на дополнительное обследование.
Данная норма, однако, нуждается, на наш взгляд, в уточнении. Запрос таких сведений должен осуществляться при наличии согласия осужденного или его законного представителя, т. к. в соответствии с ч. 3 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам в интересах обследования гражданина допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. Без такого согласия подобные сведения могут быть предоставлены лишь в случае, если обследуемый не способен из-за своего состояния выразить свою волю (см. п. 1 ч. 4 ст. 61 Основ).
Как следует из п. 10 Правил, медицинская комиссия при проведении освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, медицинскую документацию и оценивает степень нарушения функций органов и (или) систем его организма.
По результатам освидетельствования комиссия большинством голосов ее членов выносит медицинское заключение о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, включенного в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Форма заключения утверждается Минюстом по согласованию с Минздравом России.
Медицинское заключение (с соответствующими разъяснениями) объявляется под расписку осужденному или его законному представителю.
Копия медицинского заключения направляется осужденному не позднее 3 дней со дня вынесения заключения, о чем делается отметка в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных, форма которого утверждается Минюстом России.
При ухудшении состояния здоровья осужденного повторное освидетельствование его медицинской комиссией проводится независимо от времени, прошедшего со дня предыдущего освидетельствования.
Важно отметить, что данные Правила (в отличие от предыдущих) распространяются теперь не только на осужденных к лишению свободы [ См. также Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы, утвержденный приказом Минздрава и Минюста России от 28 августа 2001 г. № 346/254 – Российская газета, 2001, 13 ноября. ], но и приговоренных к другим видам наказания (исправительным работам и т.д.), что стало соответствовать ст. 81 УК РФ.
В рассматриваемых Правилах не регламентирован, однако, порядок направления осужденных на дополнительное обследование, предусмотренное п. 9 Правил. Не исключено, что такое обследование может проходить и в условиях психиатрического стационара. Будет ли в этом случае обеспечиваться принцип добровольности госпитализации?
Ответ на этот вопрос можно найти в утвержденной приказом Минюста России от 30 марта 2004 г. № 71 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения. [ Российская газета, 2004, 14 апреля. ]
Согласно п. 19 Инструкции "направление осужденного, страдающего психическими расстройствами, на лечение и обследование осуществляется только при наличии письменного согласия на госпитализацию самого осужденного или его законных представителей, за исключением случаев неотложной госпитализации, предусмотренных Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Под неотложной госпитализацией, судя по всему, подразумевается недобровольная (или, следуя терминологии ГПК РФ, принудительная) госпитализация.
Непроясненным остается еще один вопрос. Как уже указывалось, суд при принятии решения об освобождении осужденного с психическим расстройством от дальнейшего отбывания наказания может назначить ему принудительные меры медицинского характера. Представляется, что рекомендации на сей счет должны содержаться в заключении медицинской комиссии по окончании освидетельствования осужденного. Однако это обстоятельство в подзаконных актах до сих пор отражения не получило. Ничего не говорится об этом и в утвержденной приказом Минздрава и Минюста России от 9 августа 2001 г. № 311/242 учетной форме № 035-1/У-И "Заключение специальной медицинской комиссии о медицинском освидетельствовании осужденного (ой)".
Анализ подзаконных и иных нормативных актов по рассматриваемой проблеме свидетельствует, таким образом, о необходимости незамедлительного приведения их в соответствие с законами Российской Федерации.