Конференция гражданских организаций, юбилей Российского исследовательского центра по правам человека

26-28 октября 2003 г. в Москве состоялась представительная Всероссийская конференция гражданских организаций, посвященная анализу резкого ухудшения внутриполитической ситуации в стране для правозащитных и демократических сил. Конференция была созвана по инициативе Всероссийского движения «За права человека» и Московской Хельсинкской группы.

Такие конференции – отражение активности формирующегося в России гражданского общества, участия граждан в социальной жизни. Гражданское общество - это не политические партии и движении, здесь нет тех, кто стремится к власти, здесь собираются просто активные граждане, самоидентифицирующие себя как граждане России, которые хотят и готовы влиять на судьбу страны. Конференции гражданских организаций обычно отличаются чрезвычайно высокой активностью участников, актуальностью заявленных тем, живыми и горячими обсуждениями, гибкостью регламента и вниманием к участникам. Здесь все на равных, здесь всегда есть время для обсуждения, здесь не «подводят черту», пока не высказалось большинство желающих, здесь не только говорят, но и слушают, здесь согласовывают резолюции и далеко не всегда принимают окончательные документы, поскольку полагают, что важно прояснить позиции, а не проголосовать за какой-то призыв или вывод.

В соответствии с этими принципами и была организована данная конференция. В первый день параллельно работали 10 секций, где обсуждались связи гражданского общества с правозащитным движением и профсоюзами, отношение гражданского общества к проблемам миграции, репатриации и борьбы с ксенофобией, к проблемам армии и военной реформы, связи гражданского общества со СМИ, отношение гражданского общества к проблемам Чечни, выборам и власти, местному самоуправлению и административной реформе, проблемам семьи и детства, взаимодействие гражданского общества с судебно-правовой системой. На этой последней секции обсуждались правовая ситуация в сфере психиатрической помощи и проблема гражданского контроля. Активное участие в обсуждении приняли президент НПА России Ю.С.Савенко и вице-президент проф. Б.Н.Пивень из Барнаула. На второй день ведущие секций подводили итоги этой работы на пленарных заседаниях при активном участии многочисленных делегатов конференции. В резолюцию конференции были внесены предложения по психиатрии в редакции НПА России (см. ниже).

Конференция завершилась откровенной беседой с лидерами демократических партий Б.Н.Немцовым и Г.Я.Явлинским, которые приехали специально, чтобы пообщаться с правозащитниками.

29 октября 2003 г. итоги своей 10-летней деятельности подводил Российский исследовательский центр по правам человека, членами которого, наряду с Независимой психиатрической ассоциацией России, являются: Союз комитетов солдатских матерей России, Фонд «Право матери», Московская Хельсинкская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия, региональные общественные организации «Право на жизнь и гражданское достоинство», «Право ребенка», «Движение без границ», «Международное ненасилие», «Лига помощи инвалидам», а также межрегиональная организация «Информационная правозащитная сеть», создавшая и вот уже много лет поддерживающая самый информативный и часто посещаемый правозащитный портал «Human rights on line» (www.hro.ru). Содружество правозащитных организаций, каждая из которых является независимой и работает по своим собственным планам и проектам, существует уже более 10 лет, в первую очередь, благодаря тому, что доказало свою эффективность. Лучшее отражение того – совместные проекты и программы групп - членов Центра. Исполнительный директор НПА России Л.Н.Виноградова в своем выступлении показала на конкретных примерах, как осуществляется сотрудничество Ассоциации с различными организациями, входящими в Центр, насколько продуктивным оказывается такое взаимодействие. Вместе с «Правом ребенка» НПА помогает молодым людям, безосновательно оказавшимся в психоневрологических интернатах, начать борьбу за начало самостоятельной жизни: за получение квартиры, устройство на работу, иногда – создание семьи. Консультации и заключения профессионалов-психиатров, с одно стороны, помогают молодым людям отстаивать свои права, а с другой - сдерживают активность правозащитников, порой чрезмерно расширяющих круг людей, которые смогут реализовать свое право на самостоятельную жизнь. Совместно с Фондом «Право Матери» НПА помогает родителям, потерявшим своих детей в армии. Известно, что одной из распространенных причин гибели молодых людей в армии является самоубийство. Такая причина смерти освобождает военное ведомство от ответственности, от выплат страховых сумм и компенсации за погибших, не дает возможности родителям получать соответствующую пенсию. Между тем, самоубийство в армии – это совсем не то, что в обычной жизни. Юноши лишают себя жизни, спасаясь от невыносимых условий существования, часто от грубого унижения и насилия. В подавляющем большинстве случаев можно говорить о доведении до самоубийства. И здесь профессиональная оценка актов посмертной психолого-психиатрической экспертизы, которая всегда проводится в таких случаях, часто помогает доказать в суде вину воинской части. Но даже, если не удается выиграть дело, сам факт судебного разбирательства оказывает на военное начальство могучее действие, поскольку разрывает порочный круг безнаказанности, заставляет в открытом судебном заседании обсуждать проблему насилия и жестокости в армии, неуставных отношений, ответственности офицеров. Такое же действие оказывают доказанные в суде нарушения правил призыва, когда в армию призывают тех, кто по своему психическому здоровью служить не может и не должен. Программа «За честный справедливый призыв» осуществляется совместно с Союзом комитетов солдатских матерей России. С Центром содействия реформе уголовного правосудия НПА участвует в программе гуманизации мест лишения свободы, в первую очередь женских колоний. Недавно сотрудники НПА посетили женскую колонию, в которой содержатся женщины, совершившие особо тяжкие преступления. Примерно треть из них имеет выраженные психические расстройства, и администрация колонии озабочена высоким риском агрессивных и суицидальных действий. В решении этих проблем большую помощь могут оказать психиатры. Еще один пример продуктивного сотрудничества – участие НПА в многолетней программе Московской Хельсинкской группы по мониторингу соблюдения прав человека в регионах России. Последний мониторинг был посвящен соблюдению прав пациентов психиатрических стационаров. МХГ создала всероссийскую сеть правозащитных организаций по всей стране и подготовила их к сбору информации о нарушениях прав человека, написанию докладов, проведению мониторингов. НПА получила разрешение Минздрава, разработала совместно с европейскими экспертами инструментарий для проведения мониторинга, провела обучение правозащитников правилам поведения в психиатрических стационарах, донесла до них специфику проблемы прав пациентов с психическими расстройствами. В 61 регионе страны был проведен мониторинг, и в настоящее время заканчивается подготовка доклада, который будет распространен как у нас в стране, так и за рубежом. И, наконец, все группы Центра активно сотрудничают с «Информационной правозащитной сетью», поставляя информацию для портала и одновременно расширяя свою аудиторию, привлекая внимание к своей деятельности и способствуя адекватной критической саморефлексии общества.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ РОССИИ В РЕЗОЛЮЦИЮ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основное демократическое завоевание отечественной психиатрии – Закон РФ «О психиатрической помощи....», первый за всю ее историю, опоздавший на 80 лет, но сразу поставивший ее на передовой уровень, находится под непосредственной угрозой. Подготовленный законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» существенно расширяет бесконтрольное применение недобровольных мер (ст. ст. 11, 24, 30, 32), возвращая нас к репрессивной психиатрии, и резко снижает уровень прописанных в нем гарантий, прежде всего, финансирования (ст. 17).

В связи с этим требуем провести Парламентские слушания с участием неправительственных организаций, работающих в сфере психического здоровья. В настоящем виде законопроект настолько ухудшает Закон, что предпочтительно ограничиться технико-юридической редакцией и приведением в соответствие с новым российским законодательством.

Считаем необходимым:

  1. Сохранить редакцию ст. 17 Закона «О психиатрической помощи» относительно финансирования психиатрической помощи «в размерах, обеспечивающих гарантированный уровень и высокое качество» и обеспечить ее исполнение.
  2. Внести в ч. 2 ст. 16 дополнение, которое устранило бы основную причину атмосферы жестокости в психиатрических стационарах, а именно: Государство «обеспечивает заинтересованность в работе младшего медицинского персонала посредством использования ее в качестве формы альтернативной гражданской службы». Необходимо сопроводить это соответствующим уточнением ФЗ «Об альтернативной гражданской службе: «Поручить Правительству РФ включить в Перечень работ, профессий, должностей альтернативной гражданской службы должность санитара психиатрического стационара».
  3. Обеспечить исполнение ст. 38 о создании Службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах», которая является внутренней гарантией исполнения всего Закона. С этой целью внести в ст. 38 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» следующем дополнение: «Служба учреждается Указом Президента РФ под эгидой Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и действует на основе Положения, утверждаемого Президентом РФ. Служба финансируется из федерального бюджета». Внести также соответствующие дополнения в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
  4. Срочно обеспечить выполнение данного Правительству РФ поручения от 2 июля 1992 г. о разработке и утверждении Положения о порядке и условиях государственного страхования врачей, иных специалистов, медицинского и другого персонала, участвующих в психиатрической помощи (во исполнение ст. 22 Закона о психиатрической помощи).
  5. Дополнить ст. 18 частью 3: «Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь, и общественные объединения, согласно своим уставам занимающиеся защитой прав граждан, вправе осуществлять защиту прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе в суде.
  6. До разработки Закона «О негосударственной судебно-экспертной деятельности», без которого осуществление независимой (состязательной) экспертной деятельности невозможно, необходимо срочно внести в ст. 41 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» следующие дополнения: в название – «... лиц и организаций, не являющихся государственными судебными экспертами и государственными экспертными учреждениями; в текст – «... а также негосударственными организациями, имеющими в своем составе соответствующих специалистов».
  7. Необходимо усилить государственный контроль и внедрить общественный контроль за соблюдением действующего законодательства администрацией и персоналом психоневрологических учреждений для социального обеспечения и специального обучения.