$title = "Леон Лазаревич Рохлин (1903 – 1984)"; $next="frumkin.htm"; require ( $_SERVER['DOCUMENT_ROOT'] . '/inc/_hdr.php' ); ?>
Леон Лазаревич Рохлин – президент Украинской психоневрологической академии в 1934-1937 гг., одного из самых грандиозных научных центров в истории отечественной психиатрии, возникшей в Харькове в 1932 г. в результате слияния Украинского психоневрологического института, организованного в 1921 г. проф. А.И.Геймановичем, с Украинским институтом психиатрии и психогигиены, организованным в 1923 г. проф. В.П.Протопоповым, и создания ряда новых институтов. Сюда же было передано издание журнала «Современная психоневрология», который с 1924 г. издавался в Киеве В.М.Гаккебушем и Б.Н.Маньковским. В Академии работали такие выдающиеся неврологи, как А.М.Гринштейн, И.Н.Филимонов, Л.И.Смирнов, А.Н.Шогам, психиатры А.И.Гейманович, В.П.Протопопов, Т.И.Юдин, А.И.Ющенко, Е.А.Попов, В.В.Браиловский, М.А.Гольденберг, Г.Е.Сухарева, Е.Г.Дайн, физиологи Д.Е.Альперн, Г.В.Фольборт, М.А.Чалисов, Л.А.Квинт, психологи А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, М.С.Лебединский, приехавшие из Москвы, спасаясь от репрессий. В 1937 г. Академия была разгромлена, а ее президент – Л.Л.Рохлин (вскоре после присуждения ему по совокупности работ ученой степени кандидата медицинских наук и звания действительного члена Украинской психоневрологической академии) был арестован и два года (1937-1938) провел в харьковской тюрьме. Одним из поводов репрессий послужила его работа «Труд и быт партактива». После освобождения и реабилитации он сразу переехал в Москву в роли младшего научного сотрудника Института психиатрии.
Леон Лазаревич родился в местечке Краснополье Могилевской губернии в семье земского врача, видного общественного деятеля в области здравоохранения в Харькове. После смерти отца в1927 г. одной из поликлиник города было присвоено его имя, снятое в 1937 г. Мать – профессор педиатр.
Леон Лазаревич – ученик выдающегося невролога и невропатолога Александра Михайловича Гринштейна, а в 1930 г. в течение полугода стажировался в Германии в клинике Карла Бонгеффера. Его дипломная работа «Свинцовые отравления нервной системы» (1925 г.), конкурсная работа «Клиника и патология хордом центральной нервной системы» (1930 г.) и докторская диссертация «Клиника и патогенез травматической эпилепсии военного времени» (1946 г.) показывают основательность и широту его неврологической квалификации.
С 1931 г. Л.Л. – доцент кафедры психиатрии Всеукраинского института усовершенствования врачей в Харькове, с 1932 г. – заведующий кафедрой социальной психиатрии на психоневрологическом факультете 2-ого Харьковского медицинского института и один их организаторов Украинской психоневрологической академии, а с 1934 г. – ее президент. В ее составе он был организатором и директором единственного в Советском Союзе психоневрологического учебного института.
В 1941 г. распоряжением Наркомата здравоохранения Леон Лазаревич был назначен начальником эшелона эвакуируемой в Ташкент профессуры Московского института психиатрии и проявил на всем пути следования в сложных условиях военного времени редкий организационный талант. В 1942-1943 гг. он организовал психиатрическую больницу в г. Фергане и кафедру психиатрии в составе эвакуированного туда 4-ого Московского медицинского института. После возвращения в Москву – зам. главного врача Московской невропсихиатрической больницы им. З.П.Соловьева, базы кафедры психиатрии 2-ого ММИ, начальник военно-оперативных отделений и второй профессор на кафедре проф. В.А.Гиляровского (1943-1946 гг.), затем – заведующий отделением Института психиатрии АМН СССР. В 1949 г. Леон Лазаревич был уволен. 1946-1953 гг. были тяжелым временем: с 1946 г. началось очищение советского общества от «антипатриотов», влияния западной культуры и отклонений в идеологии, науке и культуре, арест членов Антифашистского еврейского комитета, сессия ВАСХНИЛ, с 1949 г. - кампания против «космополитов», в 1953 г. - дело врачей. В эти годы Леон Лазаревич нашел поддержку в лице проф. Д.Д.Федотова и заместителя министра здравоохранения СССР С.В.Курашова. В 1954-1957 гг. Леон Лазаревич - заведует кафедрой Куйбышевского мединститута. С 1957 г. в течение 20 лет он – руководитель клиники шизофрении Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, а первые 7 лет – заместитель директора Института по науке. С 1978 г. – научный консультант.
Леон Лазаревич – автор 6 монографий и более 270 научных работ по проблемам психогигиены, психопрофилактики, организации психиатрической помощи, клиники эпилепсии, шизофрении, экзогенных психозов, истории психиатрии, ее философских аспектов. Среди монографий – классическая «Травматическая эпилепсия», «Очерки психиатрии», в 1954 г. – «Избранные труды С.С.Корсакова» под его редакцией и с его примечаниями, в 1975 г - блестящая, удостоенная диплома С.С.Корсакова, «Жизнь и творчество В.Х.Кандинского». Леон Лазаревич издал 6 сборников научных трудов по шизофрении, один из которых (1968 г.) уже самим разнообразием научных подходов выигрышно противостоял напору монополизма школы А.В.Снежневского. Всего под редакцией Леона Лазаревича вышло 40 сборников научных трудов и 12 монографий. Он подготовил 13 докторов и 20 кандидатов медицинских наук. Он член редколлегий журналов «Советская психоневрология», «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова», «Врачебное дело». Организатор многих симпозиумов, конференций, заместитель председателя оргкомитета 4 съездов невропатологов и психиатров.
Леон Лазаревич запомнился чрезвычайно живым, отзывчивым, увлекающимся, чутким ко всему значительному, новому и активно проторяющим его, человеком очень широкого научного и культурного горизонта. Он выступил инициатором привлечения психолингвистов и социальных психологов к изучению мышления и речи больных шизофренией. Его клинические разборы отличались стройной, строгой и четкой манерой классической немецкой традиции, мастерским и наглядным для всех выявлением расщепления личности больных шизофренией.
Леон Лазаревич был первым, кто – как только появилась такая возможность в 1967 г. – выступил инициатором в сотрудничестве с психологами и философами конференции, которая впервые ввела в оборот отечественной науки понятие «личности», до того нетерпимое, как главный козырь антисоветизма. Л.Л. активно дискутировал с психологами и философами по поводу различного понимания ими и психиатрами понятия «сознания» и его нарушений.
Леон Лазаревич решительно воспротивился попытке тогдашнего директора проф. А.А.Портнова послушно последовать указанию акад. А.В.Снежневского превратить Московский НИИ психиатрии из традиционно проблемно многопрофильного – в головной по олигофрении и сумел повести за собой Ученый Совет.
Я с благодарностью вспоминаю, как Леон Лазаревич несколько раз активно выручал меня от политических выпадов ретивых партийцев от науки, как он горячо защищал мою докторскую диссертацию, успешно защищенную, но увязшую в подковерной политике тогдашнего ВАКа.
Конференц-зал Института психиатрии украшают портреты только его директоров. И хотя ни Л.Л.Рохлина, ни С.Г.Жислина, ни И.Г.Равкина, ни А.Кронфельда, ни В.Крамера, ни А.С.Шмарьяна, ни Г.Е.Сухаревой, ни Б.В.Зейгарник, ни В.П.Эфроимсона... там нет, именно это яркое созвездие определяет славные традиции и достойную гордости историю нашего предмета.
Ю.С.Савенко